Ограничения в отношении прав

Строго говоря, первое ограничение состоит в исключении некоторых категорий произведений из действия охраны, предоставляемой авторским правом. В ряде стран, как вы слышали, произведения исключаются из действия охраны, если они не зафиксированы в материальной форме; например, произведению хореографии можно было бы предоставить охрану только после того, как телодвижения зафиксированы в форме нотного письма танца или записаны на видеокассету. Кроме того, в некоторых (но не во всех) странах не подлежат охране тексты законов, постановления судов и решения административных органов.

Вторая категория ограничений в отношении прав авторов и других обладателей авторского права касается конкретных действий, связанных с использованием, обычно требующих разрешения правообладателя, которые могут в случаях, установленных законом, осуществляться без такого разрешения. В эту категорию входят два основных вида ограничений:

    1. Случаи так называемого свободного использования, представляющие собой действия, связанные с использованием произведения, которые можно осуществлять без разрешения и без обязательства выплаты правообладателю вознаграждения за такое использование;
    1. Принудительные лицензии, в соответствии с которыми действия, связанные с использованием произведения, можно осуществлять без разрешения, но с обязательством выплаты вознаграждения правообладателю.

Примерами случаев свободного использования являются: составление цитат из охраняемого произведения, при условии указания источника цитаты, включая имя автора, и соответствия размера цитаты добросовестной практике; использование произведений в качестве иллюстративного материала в целях обучения; использование произведений в целях освещения текущих событий. В отношении права на воспроизведение Бернская конвенция содержит общее правило, а не подробные ограничения: статья 9(2) предусматривает, что государства-члены могут допускать свободное воспроизведение в "определенных особых случаях", если эти действия не наносят ущерба нормальному использованию произведения и не ущемляют необоснованным образом законные интересы автора. Как отмечалось выше, многие законы содержат положения, разрешающие воспроизводить произведение исключительно для личного, частного и некоммерческого использования отдельными лицами. Однако легкость и качество этого индивидуального копирования, ставшего возможным благодаря звуковой или видео записи и даже более современным техническим достижениям, вынудили некоторые страны сузить сферу применения таких положений. Некоторые правовые системы разрешают копирование, однако вводят механизм выплаты обладателям прав вознаграждения за ущемление их имущественных интересов через платежи, налагаемые на продажу чистых кассет и/или магнитофонов.

Помимо особых случаев свободного использования, установленных национальными законами, законодательство некоторых стран признает концепцию, известную как добросовестное использование или добросовестная торговая практика, в соответствии с которой допускается использование произведения без разрешения обладателя прав, с учетом таких факторов, как характер и цель использования, включая коммерческие цели; характер используемого произведения; объем используемого произведения по отношению ко всему произведению; и возможное влияние использования на потенциальную рыночную стоимость произведения.

Как отмечалось выше, принудительные лицензии позволяют использовать произведения, при определенных обстоятельствах, без разрешения правообладателя, однако они, в силу закона, требуют выплаты вознаграждения в отношении использования. Такие лицензии называются "принудительными", так как они допускаются законом, а не являются результатом использования обладателем авторского права своего исключительного права разрешать те или иные действия. Принудительные лицензии обычно вводились при таких обстоятельствах, когда появлялись новые технологии распространения произведений среди публики и национальная законодательная власть опасалась, что правообладатели будут препятствовать развитию новых технологий путем отказа в предоставлении разрешения на использование произведений. Это было верно в отношении Бернской конвенции, которая признавала две формы принудительных лицензий: во-первых, допускающих механическое воспроизведение музыкальных произведений и, во-вторых, в отношении передачи в эфир. Следует, однако, отметить, что оправданность принудительных лицензий все настойчивее подвергается сомнению, поскольку теперь существуют эффективные альтернативы доведения произведений для всеобщего сведения, базирующиеся на разрешениях, выдаваемых обладателями прав, в том числе в форме коллективного управления правами.

Какой бы ни была ситуация в вашей стране, связанная с авторским правом, неминуемы случаи нарушения авторского права, и поэтому важно рассмотреть виды средств правовой защиты, к которым может прибегнуть обладатель авторского права.