Права на перевод и переделку

Права на публичное исполнение, передачу в эфир и сообщение для всеобщего сведения

Обычно в соответствии с национальным законодательством публичным исполнением считается любое исполнение произведения в месте, где присутствует или может присутствовать публика, либо в месте, не открытом для публики, но в котором присутствует значительное число лиц, не входящих в обычный круг семьи и ее ближайших знакомых.

На основании права на публичное исполнение автор или другой обладатель авторского права может разрешить живое исполнение произведения, например, представление пьесы в театре или исполнение оркестром симфонии в концертном зале. Публичное исполнение также включает исполнение посредством записей; так, музыкальные произведения, воплощенные в фонограммы, считаются "исполненными публично", когда фонограммы проигрываются через усилительную аппаратуру в таких местах, как дискотеки, самолеты и торговые центры.

Право на передачу в эфир охватывает распространение произведения средствами беспроводной связи для представителей публики, находящихся в радиусе действия сигнала и располагающих аппаратурой, которая позволяет принимать звуки или изображения и звуки, будь то радиоприемник, телевизор или спутник.

Когда произведение сообщается для всеобщего сведения, сигнал распространяется по проводам или кабелю и может быть принят только теми лицами, которые имеют доступ к аппаратуре, подключенной к системе проводного или кабельного вещания.

Согласно Бернской конвенции, обладатели авторского права пользуются исключительным правом разрешать публичное исполнение, передачу в эфир и сообщение для всеобщего сведения своих произведений. В соответствии с некоторыми национальными законами, исключительное право автора или другого правообладателя разрешать передачу в эфир заменяется в некоторых случаях правом на справедливое вознаграждение, хотя такое ограничение в отношении права на передачу в эфир носит менее распространенный характер.

Действия по переводу или переделке произведения, охраняемого авторским правом, также требуют разрешения правообладателя. Перевод означает выражение произведения на языке, отличном от языка оригинала. Под переделкой обычно понимается как изменение произведения для создания другого произведения, например, переделка романа с целью постановки кинофильма, так и изменение произведения для иных целей его использования, например, путем переделки учебника, первоначально предназначенного для высшего образования, в учебник для более ранних этапов обучения.

Переводы и переделки сами по себе являются произведениями, охраняемыми авторским правом. Таким образом, для того чтобы, например, воспроизвести и опубликовать перевод или переработанное произведение, издатель должен получить разрешение как обладателя авторского права на оригинальное произведение, так и обладателя авторского права на перевод или переделку.

Имущественные права упомянутого выше типа могут передаваться или переуступаться другим лицам обычно за определенную сумму денег или гонорара, в зависимости от предполагаемого использования произведения. Однако права второго вида, то есть личные неимущественные права, никогда не могут передаваться. Они всегда сохраняются за первоначальным автором произведения.

Теперь прослушайте следующий звуковой фрагмент, в котором описываются личные неимущественные права.

Каково точное значение термина “неимущественные права”?

Права, о которых я только что упомянул, известны как имущественные права. Неимущественные права имеют иное значение: они включают две составляющие, и первой является право авторства. Это право заявить об авторстве на произведение и требовать признания этого авторства. В основном, это право быть упомянутым в качестве автора, например, когда произведение воспроизводится. Если вы написали книгу, то вы имеете законное право на то, чтобы ваше имя было упомянуто в качестве ее автора, а также на то, чтобы это имя упоминалось во время использования книги, по крайней мере в разумных пределах. Мы не можем ожидать, что диск-жокей в дискотеке будет объявлять имя композитора, автора слов, аранжировщика и т. д. каждой записи, которую он проигрывает; очевидно, что он не зайдет так далеко, но если вы исполняете произведение на концерте – классическом концерте современной музыки – ясно, что композитор имеет право на то, чтобы его имя упоминалось в программе. Это безусловно практикуется в отношении наиболее значительных произведений, например тех, которые звучат в театрах и концертных залах. На самом деле, в принципе, мы должны называть автора всех исполняемых произведений. В отдельных, но не во всех случаях это также верно в отношении передачи произведения в эфир. И вновь точная оценка всех деталей является прерогативой национального законодательства, часто со ссылкой на практику или прецедент.

Неимущественные права включают право на уважение, то есть, право противодействовать всякому искажению произведения или любому его использованию, которое наносит ущерб чести или литературной и художественной репутации автора. Например, автор может возражать против использования его произведения в порнографическом контексте, если это произведение само по себе не является порнографическим. И он может противодействовать искажению произведения, которое наносит ущерб его культурной или художественной целостности

 

Следующий вопрос, который может у вас возникнуть, звучит так: как только я получил авторское право на произведение, на какой срок я защищен?

Действительно, сколько времени продолжается охрана, предоставляемая авторским правом?

В принципе столько, сколько указано в национальном законе, однако минимальное требование в соответствии с Бернской конвенцией составляет время жизни автора и 50 лет. Срок исчисляется с конца года смерти автора, что является более практичным: вам не нужно справляться о дне его смерти, вам необходимо знать только год. Однако в последние годы наметилась тенденция в сторону продления срока действия этой охраны. В Европейском союзе и в странах Европейского экономического пространства этот срок составляет в настоящее время 70 лет с конца года, в котором автор умер, и такой же срок прописан в законодательстве США – там он также составляет 70 лет. Таким образом, намечается явная тенденция в сторону увеличения срока действия охраны с 50 до 70 лет.

Теперь самое время предложить вам рассмотреть несколько общих ограничений в отношении прав обладателя авторского права, которые действуют в соответствии с некоторыми национальными законами.