Технология подготовки доклада

Схема доклада

1. Формулировка гипотезы.

2. Тезис.

3. Аргументация (доводы).

4. Вывод.

5. Обобщение.

 

Задание 6.Выявите из предлагаемых И.А. Стерниным приемов активизации внимания аудитории наиболее уместные и эффективные в докладе. Подберите к ним свои примеры, ориентируясь на конкретную тему доклада (см. Задания 7, 8).

 

Вступительная часть доклада:

· апелляция к событию, времени, месту;

· обращение к жизненным интересам слушателей;

· возбуждение любопытства;

· обращение к борьбе, конфликту;

· демонстрация какого-либо предмета;

· рассказ о себе, личном опыте, случае из жизни, о прочитанном;

· цитирование знакомого;

· цитирование знаменитости;

· исторический эпизод;

· ссылка на общеизвестный и общедоступный источник информации;

· постановка проблемного вопроса и ответ на него;

· риторический вопрос;

· изложение цели и задачи выступления.

Главная часть выступления:

· вопросы к аудитории;

· организация дискуссии;

· обращение к отдельным слушателям;

· акцентировка отдельных слов, фраз, мыслей;

· неожиданное краткое отвлечение от темы;

· физическое привлечение внимания (например, демонстрация какого-то предмета);

· усиление эмоциональности речи;

· использование юмора.

Заключение доклада:

· подытоживающее повторение;

· иллюстрация;

· цитата, крылатое изречение, пословица;

· кульминация;

· обобщающий вывод;

· комплимент аудитории;

· обращение к слушателям;

· юмористическая концовка;

· благодарность за внимание.

1. Сформулируйте тему и основную идею доклада. Подумайте, соответствуют ли тема и цель Вашего доклада уровню знаний, интересам и установкам слушателей.

2. Отберите материал на 5 -10 минут звучащего текста.

3. Составьте план доклада, учитывая задачи его композиционных частей:

а) вступление:

· пробудить интерес к теме предстоящего доклада;

· установить контакт;

· подготовить слушателей к восприятию выступления;

· обосновать постановку вопроса;

б) главная часть:

· последовательно разъяснить выдвинутые положения;

· доказать их правильность;

· подвести слушателей к необходимым выводам;

в) заключение:

· суммировать сказанное;

· повысить интерес к предмету речи;

· подчеркнуть значение сказанного.

4. Напишите текст доклада. Подумайте, какие приемы привлечения внимания слушателей можно использовать, и включите их в текст.

5. Потренируйтесь в произнесении доклада. Для этого:

· отметьте в тексте обязательные и вариативные паузы интонационного членения;

· прочитайте текст, внесите изменения в его интонационный рисунок, при необходимости сократите или увеличьте длину фраз;

· при втором чтении послушайте ритмику текста и определите время его прочтения;

· при третьем воспроизведении постарайтесь произнести доклад максимально близко к письменному варианту;

· подумайте, какой наглядный материал может сопровождать Ваше выступление, как его можно использовать;

· представьте, какие вопросы могут возникнуть у слушателей, и сформулируйте ответы на них.

Задание 7.Как Вы думаете, какие виды выступлений связаны с будущей профессиональной деятельностью, перед какой аудиторией, с какой цельюВампридется выступать? Подготовьте возможное сообщение или небольшой доклад (например, на родительском собрании о возрастных особенностях их детей, участие в обсуждении на педагогическом совете проблемы «дети и деньги», выступление перед выпускниками школы о НГПУ).

Задание 8.Подготовьте доклад для выступления на практическом занятии (можете воспользоваться материалами своего реферата).

 

Задание 9.Дайте рецензию на доклад (сообщение) однокурсника по следующему плану.