Технология подготовки доклада
Схема доклада
1. Формулировка гипотезы.
2. Тезис.
3. Аргументация (доводы).
4. Вывод.
5. Обобщение.
Задание 6.Выявите из предлагаемых И.А. Стерниным приемов активизации внимания аудитории наиболее уместные и эффективные в докладе. Подберите к ним свои примеры, ориентируясь на конкретную тему доклада (см. Задания 7, 8).
Вступительная часть доклада:
· апелляция к событию, времени, месту;
· обращение к жизненным интересам слушателей;
· возбуждение любопытства;
· обращение к борьбе, конфликту;
· демонстрация какого-либо предмета;
· рассказ о себе, личном опыте, случае из жизни, о прочитанном;
· цитирование знакомого;
· цитирование знаменитости;
· исторический эпизод;
· ссылка на общеизвестный и общедоступный источник информации;
· постановка проблемного вопроса и ответ на него;
· риторический вопрос;
· изложение цели и задачи выступления.
Главная часть выступления:
· вопросы к аудитории;
· организация дискуссии;
· обращение к отдельным слушателям;
· акцентировка отдельных слов, фраз, мыслей;
· неожиданное краткое отвлечение от темы;
· физическое привлечение внимания (например, демонстрация какого-то предмета);
· усиление эмоциональности речи;
· использование юмора.
Заключение доклада:
· подытоживающее повторение;
· иллюстрация;
· цитата, крылатое изречение, пословица;
· кульминация;
· обобщающий вывод;
· комплимент аудитории;
· обращение к слушателям;
· юмористическая концовка;
· благодарность за внимание.
1. Сформулируйте тему и основную идею доклада. Подумайте, соответствуют ли тема и цель Вашего доклада уровню знаний, интересам и установкам слушателей.
2. Отберите материал на 5 -10 минут звучащего текста.
3. Составьте план доклада, учитывая задачи его композиционных частей:
а) вступление:
· пробудить интерес к теме предстоящего доклада;
· установить контакт;
· подготовить слушателей к восприятию выступления;
· обосновать постановку вопроса;
б) главная часть:
· последовательно разъяснить выдвинутые положения;
· доказать их правильность;
· подвести слушателей к необходимым выводам;
в) заключение:
· суммировать сказанное;
· повысить интерес к предмету речи;
· подчеркнуть значение сказанного.
4. Напишите текст доклада. Подумайте, какие приемы привлечения внимания слушателей можно использовать, и включите их в текст.
5. Потренируйтесь в произнесении доклада. Для этого:
· отметьте в тексте обязательные и вариативные паузы интонационного членения;
· прочитайте текст, внесите изменения в его интонационный рисунок, при необходимости сократите или увеличьте длину фраз;
· при втором чтении послушайте ритмику текста и определите время его прочтения;
· при третьем воспроизведении постарайтесь произнести доклад максимально близко к письменному варианту;
· подумайте, какой наглядный материал может сопровождать Ваше выступление, как его можно использовать;
· представьте, какие вопросы могут возникнуть у слушателей, и сформулируйте ответы на них.
Задание 7.Как Вы думаете, какие виды выступлений связаны с будущей профессиональной деятельностью, перед какой аудиторией, с какой цельюВампридется выступать? Подготовьте возможное сообщение или небольшой доклад (например, на родительском собрании о возрастных особенностях их детей, участие в обсуждении на педагогическом совете проблемы «дети и деньги», выступление перед выпускниками школы о НГПУ).
Задание 8.Подготовьте доклад для выступления на практическом занятии (можете воспользоваться материалами своего реферата).
Задание 9.Дайте рецензию на доклад (сообщение) однокурсника по следующему плану.