Какие Вы знаете способы размещения библиографических ссылок?

Статья из журнала

Глава из книги

Eggertsson, Thrainn (1996), A Note on the Economics Institutions, in: Alston, Lee J., Eggertsson, Thrainn and Douglass C. North (eds.). Empirical Studies in Institutional Change. Cambridge: Cambridge University Press, p. 6 – 24.

При составлении библиографического описания главы из книги важно ориентироваться на предыдущий вариант оформления. Отличительной особенностью являются выделение курсивом названия книги, запись перехода «in:» после названия главы и указание номеров страниц после буквы «p.».

Portes, Alejandro and Saskia Sassen-Koob (1987), Making It Underground: Comparative Material on the Informal Sector in Western Market Economies, American Journal of Sociology, Vol. 93, No. 1 (Juli), p. 51-56.

При оформлении статьи из журнала сначала указываются фамилии авторов, год издания и название работы. Затем после запятой записывается курсивом название журнала, ставится запятая. Далее следуют номер тома, номер журнала («No» или «N»), в круглых скобках – месяц издания. Завершается описание номерами страниц.

Таким образом, особенностью западного стандарта является выделение курсивом той информационной единицы, по которой данный источник можно найти в библиотечном каталоге.

 

Различают три способа размещения библиографических ссылок: внутритекстовые, подстрочные и затекстовые.

Способвнутритекстового оформленияпредставляет собой полное библиографическое описание, котороеприводится в круглых скобках в основном тексте. Перед скобками и в них после сокращенного описания документа точка не ставится. Например: Коммуникативные умения, выделенные А.А. Леонтьевым, носят обобщенный характер: «Чтобы полноценно общаться, человек должен в принципе располагать целым рядом умений. Он должен, во-первых, уметь быстро и правильно ориентироваться в условиях общения. Он должен, во-вторых, уметь правильно спланировать свою речь, правильно выбрать содержание акта общения. Он должен, в-третьих, найти адекватные средства для передачи этого содержания. Он должен, в-четвертых, уметь обеспечить обратную связь. Если какое-то из звеньев акта общения будет нарушено, то оно будет неэффективным» (Леонтьев А.А. Психологические проблемы массовой коммуникации. М., 1974. С. 33).

Если автор произведения в основном тексте указан, то в библиографической ссылке его фамилию и инициалы допускается не повторять:

Как справедливо отмечает В.Г. Колшанский, «если способ организации речевого высказывания не является произвольным творением разума человека, а задан ему самой материей, то и управление этим способом зиждется в конечном счете на тех отношениях вещей и явлений, которые отображаются в содержании каждого высказывания» (Соотношение субъективных и объективных факторов в языке. М., 1975. С. 225).

Подстрочные примечания или ссылки(сноски)оформляются под текстом.

1 Мертон Р., Фиске М., Кендалл П. Фокусированное интервью / Под ред. С.А. Белановского. Пер. с англ. – М.: Наука, 1990.

При этом возможны два варианта нумерации: сквозная и постраничная. В эпоху пишущих машинок был оправдан способ, при котором сноски на каждой странице нумеровались отдельно, начиная с единицы. При компьютерной верстке сноски нумеруются автоматически. Такая сквозная нумерация устраняет проблему перехода сноски с одной страницы на другую. При записи подряд нескольких библиографических ссылок на одной странице на один документ в повторной ссылке приводятся слова Там же. Например: Там же. – С. 126.При сокращении библиографической ссылки допускается не указывать объем текста и наименование издательства. В повторных библиографических ссылках на авторский документ можно опускать последние слова длинных заглавий, заменяя их многоточием, и указывать только имя автора, заглавие и страницы.

Например:

Ершова А.П., Букатов В.М. Режиссура урока, общения и поведения учителя: Пособие для учителя. – М., 1998. – С. 129.

Ершова А.П., Букатов В.М. Режиссура урока, общения и поведения учителя. – С. 155.

Ершова А.П., Букатов В.М. Режиссура урока... – С. 179.

В затекстовом варианте расположения ссылок становится актуальной проблема выбора стандарта, так как российские и западные стандарты различаются.

В российском стандарте ссылка приводится в самом тексте, где в квадратных скобках указывается номер источника, на который ссылается автор работы. После запятой записываются страницы источника, если делается ссылка на конкретные страницы текста. Если дается ссылка на несколько источников, то они отделяются друг от друга точкой с запятой.

Примеры: [8]; [1, с. 2–5]; [4, с. 65]; или [1, с. 2–5; 4, с. 65; 8].

Таким образом, в российском стандарте заявляются три варианта оформления затекстовых ссылок.

◙ Как Вы считаете, какой из представленных ниже вариантов оформления затекстовых ссылок эффективнее?

Вариант 1. Сквозная нумерация ссылок на протяжении всего текста

Основной текст: [1] … [2]…[3]…[4]…[5].

Библиографический список:

1. Кузин Ф.А. …

2. Калинин С.Ю. …

3. Альберт Ю.В. ….

4. Калинин С.Ю. …

5. Альберт Ю.В. …

Если автору нужно убрать или вставить какую-то ссылку, приходится долго искать ее по тексту, а затем переставлять все цифры. Если необходимости сослаться на один источник несколько раз, объем библиографии увеличивается.

 

Вариант 2. Сквозная нумерация источников в библиографическом списке по порядку появления ссылок в основном тексте, начиная с единицы.

Основной текст: [1] … [2]…[3]…[2]…[1].

Библиографический список:

1. Кузин Ф.А. …

2. Батыгин Г.С. …

3. Альберт Ю.В. …

 

Вариант 3. Сквозная нумерация источников в библиографическом списке по алфавиту. Ссылки в основном тексте могут начинаться с любой цифры.

Основной текст: [2] … [4]…[3]…[1].

Библиографический список:

1. Альберт Ю.В. ….

2. Батыгин Г.С. …

3. Калинин С.Ю. …

4. Кузин Ф.А. …

 

В западном стандарте используются затекстовые примечания и следующий формат внутритекстовых ссылок: фамилия автора без инициалов; через пробел – год издания работы, взятый из библиографического списка; страницы источника, которые отделяются от года издания запятой или двоеточием. Если авторов несколько, то их фамилии указываются через запятую в том порядке, в котором они заявляются в библиографическом описании. Если авторов более трех, то после фамилии первого автора пишется «et al.» (в русском варианте – «и др.»).

Пример:

[Becker 1986];

[Giddens, Held 2005: 423, 450];

[Zinsser et al. 2006, p. 15 –18].

Если необходима ссылка на один из нескольких источников автора, написанных в одном и том же году, то после года издания ставятся буквы – «a», «b», «c» и т.д.:

[Becker 1986a; Smith 1990a].

Если нужно указать одновременно несколько источников одного автора, то ссылка будет выглядеть следующим образом:

[Wallerstein 1994b, 1996, 1997].

Затекстовый библиографический список в этом случае оформляется в алфавитном порядке.

Важно выбрать один из используемых стандартов оформления библиографических ссылок и придерживаться его на протяжении всей работы.

 

Задание 1. Прочитайте примеры библиографических описаний официальных документов, охарактеризуйте особенности составления данных материалов.

Российская Федерация. Правительство. Правила дорожного движения: Постановление Совета Министров – Правительства Российской Федерации, 23 окт. 1993 // Правила дорожного движения. – Новосибирск: ИПП «Советская Сибирь», 1994. – 80 с.

Российская Федерация. Правительство. Об образовании Российского центра международного научного и культурного сотрудничества: Постановление Правительства Российской Федерации, 8 апр. 1994 // Рос. газ. 1994. 15 апр.

Российская Федерация. Президент. О дополнительном материальном обеспечении граждан за особые заслуги перед Российской Федерацией: Распоряжение Президента Российской Федерации, 5 апреля 1994 // Российская газета. – 1994. – 15 апреля.

Российская Федерация. Федеральное собрание. Совет Федерации. О проекте Положения о Парламентской группе Российской Федерации: Постановление Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, 17 марта 1994 // Российская газета. – 1994. – 30 марта.

 

Задание 2. Найдите и исправьте ошибки в библиографических описаниях.

Русский язык в школе. – №2. – 2002. – 39–41 с. // Коротаева Е.В. Пространство и время учебного общения.

Г.М. Кулаева. Современные образовательные процессы и перспективы обновления школьных учебников по русскому языку. С. 13–16. // Современная образовательная парадигма и школьные учебники по русскому языку: Материалы Всероссийской научно-практической конференции. 2 – 3 ноября 2000 г. – Оренбург: Издательство ОГПУ, 2000. – 204 с.

Алексеев А.А., Громова Л.А. Поймите меня правильно или книга о том, как найти свой стиль мышления, эффективно использовать интеллектуальные ресурсы и обрести взаимопонимание с людьми. – Спб., Экономическая школа. – 1993., 352 с.

Оконь Винценты. Введение в общую дидактику. Учебник. Москва: Высшая школа, 1990. – 382 с.

Актуальные проблемы дифференцированного обучения: под ред. Рогожиной О.Н. – Минск: Нар. асвета, 1992. – 194 с.

Богоявленская Б.Д. Психологические основы интеллектуальной активности. Автореферат диссертации ... докт. психол. наук. – М., 1987. – 49 с.

Выготский Л.С. Восприятие и его развитие в детском возрасте // Собрание сочинений: В 6 тт. – М., 1982. – Т.2. – С. 363-381.

Федосеева Т.А. Методика создания и использования коммуникативных игр для формирования устно-речевых умений. – Диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. – Новокузнецк, 2000. – 286 с.

Граник Г.Г., Бондаренко С.М. и др. Когда книга учит / Г.Г. Граник, С.М. Бондаренко, Л.А. Концевая. – М.: Педагогика. – 1988. – 256 с.

Анна Дергоусова. Не экзаменом единым живет выпускник / Аргументы и факты. – № 18. – 2002. – май. – С. 6.

Словарь русского языка: В 4 т. Под редакцией Евгеньевой А.П.– М., Русский язык, 1982 – 1988. – 4 т.

Задание 3. Приведите примеры 5 полных и 7 сокращенных библиографических описаний по ГОСТу 7.1-2003.

 

Задание 4. Составьте библиографическое описание 4 однотомных и 3 многотомных изданий по ГОСТу 7.1-2003.

Задание 5. Составьте библиографическое описание 5 научных статей из сборников по ГОСТу 7.1-2003.

Задание 6. Составьте библиографическое описание 5 статей из журналов по ГОСТу 7.1-2003.

Задание 7. Составьте библиографическое описание 3 авторефератов по ГОСТу 7.1-2003.

Задание 8. Составьте библиографическое описание 4 газетных статей по ГОСТу 7.1-2003.