ВИДОВ ТЕКСТОВОЙ ИНФОРМАЦИИ
ТЕХНОЛОГИЯ АНАЛИЗА
1. Прочитайте текст, определите его тему, найдите фразы, в которых сформулированы основные сведения по данной теме (микротемы). Обычно в каждом абзаце раскрывается одна микротема, чаще всего она позиционно выделена: это первое или последнее предложение. Это будет а) основная, б) фактографическая, в) содержательно-фактуальная информация. Последнее предложение абзаца может передавать также содержательно-концептуальную информацию.
2. Найдите фразы, развертывающие основную информацию, расширяющие ее; это а) дополнительная, б) содержательно-фактуальная информация. Она может относиться как к фактографической, так и к логико-теоретической.
3. Если в тексте раскрывается способ получения фактографической информации, путь размышлений исследователя/автора, интерпретация фактов, ссылки на источник получения сведений, то перед Вами а) логико-теоретическая, б) содержательно-фактуальная информация. Логико-теоретическая информация может относиться к основной или к дополнительной, что зависит от ее значимости для раскрытия темы.
4. Определите основную мысль текста, сформулируйте его идею. Это будет содержательно-концептуальная информация. Найдите фразы, в которых она выражена; обычно в них встречаются слова со значением оценки, вводные конструкции, передающие отношение автора (к сожалению, к счастью и т.п.). Это будет а) основная, б) оценочная информация.
5. Если в тексте есть пояснения терминов, понятий, обсуждается их содержание (иногда в скобках), то перед Вами а) дублирующая, б) фактографическая, в) содержательно-фактуальная информация, которая раскрывает основную.
6. Дублирующая информация может быть также фактографической, логико-теоретической или оценочной, если она передает в иной языковой форме, другими словами основную или дополнительную информации, являясь по сути повтором ранее высказанных мыслей.
7. Содержательно-подтекстовая информация обычно встречается в художественном тексте, она вербально не выражена, передает скрытые смыслы, либо основанные на содержании текста (ситуативная СПИ), либо вызвана ассоциациями читателя, его жизненным опытом (ассоциативная СПИ).
Заметим, что в одном тексте могут быть представлены не все виды информации (см. с. 28 – 29).
Пример текста с определением видов информации*:
1. Создана компьютерная программа, которая обучает детей читать, учитывая некоторые психологические трудности. 2. Например, она следит за словами, которые произносит ребенок, и издает одобряющие звуки, чтобы создать у него впечатление, будто компьютер его внимательно слушает. 3. Программа определяет, насколько бегло говорит ученик, не запинается ли он, а также все ли слова выговаривает правильно. 4. По предварительным данным, дети, которые учились читать с помощью компьютера, за восемь месяцев приобретали такие же навыки чтения, какие при традиционном обучении требуют двух лет. 5. И, возможно, следующее поколение детей будет расти, разговаривая с машинами так же естественно, как с людьми (Коченова С.).
Основная фактографическая – 1, 4 предложения.
Дополнительная фактографическая / логико-теоретическая – 5 предложение, оно содержит также оценочную информацию.
Основная логико-теоретическая: 2, 3 предложения.
Содержательно-фактуальная информация – 1-5 предложения. Содержательно-концептуальная выводится из 1 и 5 предложений и может быть сформулирована примерно так: компьютеризация предоставляет огромные возможности для обучения детей, в частности, чтению. СПИ отсутствует.
Таким образом, разные виды информации могут сочетаться, соединяться, накладываться. Выделение видов информации зависит от интерпретации текста читателем.
Задание 4. Сократите один из текстов, исключив дублирующую информацию. В сокращенном варианте текста определите виды информации по разным классификациям.
1. Научная лексика – слова, характерные для научного стиля. Это общенаучные и узкоспециальные термины, а также многие слова общенаучного и логического характера, называющие отвлеченные понятия и не содержащие оценок: активность, бесконечно, вывод, гипотеза, доказывать, возможность, истинный, количество, начинаться, обусловить, полагать, следует, условие, утверждать и др. Научному стилю свойственны также многие сложные предлоги и союзы и другие слова, способствующие последовательному, логическому изложению мыслей: благодаря, ввиду, вслед за, вследствие, в соответствии с чем, между тем как, на основании чего, наряду с, начиная с, несмотря на, по отношению к, после того как, прежде чем, сравнительно с, тогда как, итак, следовательно, таким образом и др. (Краткий справочник по современному русскому языку / Под ред. П.А. Леканта. М., 1991. С. 25 – 26).
2. По степени организованности в соответствии с принятой ЮНЕСКО терминологией различают формальное, внеформальное и неформальное образование.
Формальное образование (formal education – англ.) предполагает организацию обучения, отвечающую пяти основным требованиям. 1. Это должно быть образование, приобретаемое обучающимися в специально предназначенных для обучения учреждениях. 2. Обучение должно осуществляться специально подготовленным персоналом. 3. Данное образование ведет к получению общепризнанного документа об образовании. 4. В рамках формального образования осуществляется систематизированное обучение, то есть систематическое овладение систематизированными знаниями, умениями и навыками. 5. Обучение характеризуется целенаправленной деятельностью обучающихся.
Это общепринятый, традиционный вид образования, представленный традиционными системами образования.
Внеформальное образование (non-formal education – англ.) отличается двумя из перечисленных выше параметрами, а именно: систематизированностью обучения и целенаправленной деятельностью обучающихся. Хотя, естественно, в конкретных условиях могут наличествовать и некоторые другие.
Это обучение, организованное не в стенах учебных заведений (например, на производстве, в клубах и т.п.), отнюдь не всегда осуществляемое профессиональными преподавателями (например, коллегами) и вовсе не обязательно завершающееся получением общепризнанного документа об образовании. Это различного рода кружки, секции, курсы, лектории и т.д.
Неформальное образование (in-formal education – англ.) – это неорганизованное обучение, не имеющее ни одного из вышеназванных параметров.
Иначе говоря, это любое приобретение информации о различных сторонах жизни через средства массовой информации, от друзей и знакомых, при посещении театра, кино, концерта, церкви, когда мы узнаем что-то новое, пусть даже это новое не всегда соответствует действительности, приблизительно или поверхностно. Естественно, эти знания не систематизированы, случайны, не всегда научно обоснованны, а выработка определенных навыков и умений, формирование привычек, качеств и ценностей неосознанно (Змеев С.И.).
3. Предварительно составленный план, конечно, следует рассматривать как одну из форм упреждения предстоящего текста. Особенность этой формы состоит в том, что упражнение в таком случае закрепляется и само, так сказать, превращается в текст. Положительная роль плана для усиления синтеза словесного ряда – несомненна. Однако и педагогический опыт и самый факт многолетних поисков и споров о наилучшей форме предварительного плана показывают, что его роль не так велика, как этого хотят и ждут. Очень общий, так сказать «номинативный» план, в котором только называются главные разделы предстоящего текста, мало помогает синтезу именно потому, что он слишком общий. Наоборот, очень подробный план, с дробными подразделениями, обозначаемыми римскими, арабскими цифрами и буквами, как не раз указывалось, сковывает текст и творческую работу в процессе составления сочинения. Вновь пришедшая в процессе письма мысль часто не предусматривается планом. Возникшее в таком случае противоречие тормозит и путает всю работу.
Главной особенностью предварительного плана является то, что он фиксирован, в то время как упреждение предстоящего текста – процесс, все время меняющийся. Фиксированный предварительный план представляет собой свернутый текст. Законченное сочинение является развернутым текстом. Промежуточным звеном, обеспечивающим переход от одного текста к другому, должен быть упреждающий синтез, который по самой природе этого явления не может быть фиксирован. Это постоянно изменчивый динамический процесс. Развернутый текст обладает совсем другими свойствами, чем свернутый, сжатый, тем более "номинативный". Различие состоит как в отборе слов, так и, главным образом, в объеме синтезируемых и распределяемых в предложении признаков. При составлении плана эти недостающие признаки или придется держать в уме, то есть план не будет помогать упреждению текста, или они вообще не будут предусмотрены, тогда план будет сковывать и мешать развитию текста.
Таким образом, действительно, предварительный план лишь частично усиливает синтез...
...В конечном счете, во всяком тексте, если он относительно закончен и последователен, высказана одна основная мысль, один тезис, одно положение. Все остальное подводит к этой мысли, развивает ее, аргументирует, разрабатывает. Поэтому и в предварительном плане следует формулировать эту основную мысль, хотя по порядку изложения сочинения и плана она будет не первой. В дальнейшем следует решить, как подойти к постановке и подготовке этого главного вопроса, то есть с чего начать сочинение и что вытекает из основного тезиса. При подготовке фрагментов текста следует обратить основное внимание на переходы от одного эпизода к другому, на их взаимную связь (Жинкин Н.И.).
4.Переходный период в развитии общества обычно сравнивают с мостом через реку. Как мост соединяет два берега, так и переходный период "соединяет" два состояния общества. Однако как мост не похож ни на один берег, так и переходный период имеет свою собственную природу. Доставшиеся от прошлого старые элементы доживают свой век, а возникающие отнюдь не таковы, какими они будут в новом состоянии общества.
Однако так выглядит переходный период из будущего, где есть уже два берега. А из настоящего времени он предстает как очень странный мост, который имеет только одну опору – прошлое. Другой же конец, наращиваясь, висит пока в воздухе, ибо второго берега пока нет. Да и "берег-прошлое" становится все туманнее, расплываясь вдали, в мареве горечи и ностальгии. Поэтому есть смысл взглянуть на переходный период не как на нечто промежуточное в движении от спорного прошлого к неопределенному будущему, а как на очень специфическое самостоятельное состояние общества и человека.
Для человека (каким бы ни было его объективное положение в переходный период и как бы он ни относился к нему) это специфическое состояние социальной системы реально выступает как неожиданное, резкое, быстрое и непредсказуемое изменение социальной среды. Даже те, кто ждет и стимулирует этот переход, реально оказываются психологически не подготовленными к его жестким и во многом непредсказуемым последствиям, к его самостоятельной логике.
Причина, как ни парадоксально, нередко заключается в том, что эти люди имеют ясное представление о новом, желаемом состоянии общества.
Однако действительность неизбежно и грубо расходится с любой предварительной схемой, идеалом, желанием. И чем более продуманы и выстраданы эти схемы, тем менее гибкими они оказываются, тем труднее от них отказаться (Лопаткина О.Р.).
Задание 5.Изучите II главу книги И.Р. Гальперина «Текст как объект лингвистического исследования». Приведите свои примеры, проанализируйте их с точки зрения выделяемых автором видов информации.
Задание 6. Прочитайте одну из статей, определите виды информации по трем классификациям. Найдите предложения, в которых для точного понимания фактографической информации имеет значение логико-теоретическая. Обратите внимание на распространители предложений, оцените их роль в передаче информации.
1. Когда человек сознательно или интуитивно выбирает себе в жизни какую-то цель, жизненную задачу, он вместе с тем невольно дает себе оценку. По тому, ради чего человек живет, можно судить и о его самооценке – низкой или высокой.
Если человек рассчитывает приобрести все элементарные материальные блага, он и оценивает себя на уровне этих материальных благ: как владельца машины последней марки, как хозяина роскошной дачи, как часть своего мебельного гарнитура...
Если человек живет, чтобы приносить людям добро, облегчать их страдания при болезнях, давать людям радость, то он оценивает себя на уровне этой своей человечности. Он ставит себе цель, достойную человека.
Только жизненно необходимая цель позволяет человеку прожить свою жизнь с достоинством и получить настоящую радость. Да, радость!
Подумайте: если человек ставит себе задачей увеличивать в жизни добро, приносить людям счастье, какие неудачи могут его постигнуть?
Не тому помочь, кому следовало бы? Но много ли людей не нуждаются в помощи? Если ты врач, то, может быть, поставил больному неправильный диагноз? Такое бывает у самых лучших врачей. Но в сумме ты все-таки помог больше, чем не помог. От ошибок никто не застрахован. Но самая главная ошибка, ошибка роковая – неправильно выбранная главная задача в жизни. Не повысили в должности – огорчение. Не успел купить марку для своей коллекции – огорчение. У кого-то лучшая, чем у тебя, мебель или лучшая машина – опять огорчение, и еще какое!
Ставя себе задачей карьеру или приобретательство, человек испытывает гораздо больше огорчений, чем радостей, и рискует потерять все. А что может потерять человек, который радовался каждому своему доброму делу? Важно только, чтобы добро, которое человек делает, было бы его внутренней потребностью, шло от умного сердца, а не только от головы, не было бы одним только «принципом».
Поэтому главной жизненной задачей должна быть обязательно задача шире, чем просто личностная, она не должна быть замкнута только на собственных удачах и неудачах. Она должна диктоваться добротой к людям, любовью к семье, к своему городу, к своему народу, стране, ко всей вселенной.
Означает ли это, что человек должен жить как аскет, не заботиться о себе, ничего не приобретать и не радоваться простому повышению в должности? Отнюдь нет! Человек, который совсем не думает о себе, – явление ненормальное, и мне лично неприятное: в этом есть какой-то надлом, какое-то показное преувеличение в себе своей доброты, бескорыстия, значительности, в этом есть какое-то своеобразное презрение к остальным людям, стремление выделиться.
Поэтому я говорю лишь о главной жизненной задаче. А эту главную жизненную задачу не надо подчеркивать в глазах остальных людей. И одеваться надо хорошо (это уважение к окружающим), но не обязательно «лучше других». И библиотеку себе надо составлять, но не обязательно бо′льшую, чем у соседа. И машину хорошо приобрести для себя и семьи – это удобно. Только не надо превращать второстепенное в первостепенное и не надо, чтобы главная цель жизни изнуряла тебя там, где это не нужно. Когда это понадобится – другое дело (Д.С. Лихачев).
2. Подобно тому, как оратор работает над своим голосом, над звучанием, он должен работать над развитием выразительных возможностей тела. Целью такой работы является достижение жизненного, естественного поведения, отбор движений, соответствующих своему назначению, – точных, осмысленных, последовательных и своевременных. И все это для совершенного внешнего выражения внутренней жизни человека, ведь все движения составляют «линию жизни человеческого тела», выражающего «жизнь человеческого духа».
Речевое действие не может изучаться в вербальной системе изолированно от «языка» движений и жестов. Сам акт зрительного восприятия следует рассматривать как акт мышления. В этой связи вспомним наблюдение В. Гумбольдта о способности человека мысленно связывать то, что он видит, со всем, что он уже знает. Увидеть бывает равносильно понять. Глаголами видеть, глядеть, смотреть обозначается не только движение глаз, но и работа ума, умственного взора, не только зрение, но и воззрение: точка зрения, взгляд на вещи.
Язык телодвижений так же красноречив, как словесная речь. Он является протоязыком человека. Звуковой язык возникает и развивается на базе жестового языка.
Жест (фр. geste от лат. gestus – «поза, телодвижение») – это движение, выполняющее функцию общения, т.е. движение риторического свойства. Мимика (от греч. «подражательный») – выражение лица, прежде всего глаз, которые являются «зеркалом души», «органом душевных движений». Стеклянные, испуганные, равнодушные, напряженные глаза – серьезная помеха для общения. Экспериментально установлено, что при застывшем, неподвижном лице теряется не менее 10-15% информации.
Пантомимика – движение всего тела. Для греков pantomime – это способность выразить все. При помощи пантомимы, использующей иносказание, метафору, гиперболу, излагались целые философские системы. Пластику называли немой музыкой, способной передавать то, что трудно выразить словом.
Психология открыла, что тело не только выражает, но и возбуждает деятельность. Нормальным, естественным путем оно втягивает в работу тончайшие, не поддающиеся учету творческие силы природы. Если принять на некоторое время печальную позу, можно почувствовать, что нами овладевает печаль. Здесь причиной является движение, а следствием эмоция, т.е. форма повлекла за собой связанное с ней переживание.
Любой жест основан на естественном движении. Движение приобретает окраску в связи с обстоятельствами, его породившими. Основатель известной системы, ставившей своей задачей развитие выразительного движения актера, Дельсарт утверждал, что лучший жест тот, которого не замечают.
Законы пластической выразительности гласят:
– внутренняя жизнь человека проявляет себя в активной внешней пластической жизни тела;
– жест предшествует речи;
– действие выражается не одной какой-либо частью тела вне связи с другими, а в совокупности всем физическим существом человека;
– в движениях не должно быть ничего лишнего, случайного и нецелесообразного;
– наиболее отзывчивыми, мягкими, выразительными, действенными в пластике являются руки;
– одна рука проявляет себя активней, тогда как другая ей вторит, поддерживает, сопровождает, дополняет ее;
– органичность жеста заключается в том, что он не показывает, а выдает наши мысли и чувства;
– пластика должна быть созвучна эстетическим представлениям своего времени, отвечать национальной культуре народа (Марченко О.И.).
3. Пауза – один из наиболее выразительных элементов невербальной коммуникации, важных и для слушающего, и для говорящего. Пауза прерывает поток речи, общение же продолжается. Недаром определением к этому слову-понятию может быть не только его временное обозначение (краткая – длительная), но и эмоционально-значимое: неожиданная, тяжелая и даже красноречиваяпауза.
Слушатель, восприняв паузу как пограничный сигнал, воспользуется ею как возможностью суммировать свое понимание услышанного, ввести эту информацию в контекст всего разговора. Пауза становится своеобразной смысловой вехой для понимания не только предмета речи, но и отношения собеседника к этому предмету.
Говорящему пауза необходима и для того, чтобы учесть реакцию собеседника, и для того, чтобы внутренне подготовиться к продолжению своей речи, к уточнению или коррекции своих аргументов (с учетом реакции слушателя).
Если соотнести сказанное с ситуациями педагогического общения, можно сделать вывод, что знаменитое актерское умение «держать паузу» необходимо и учителю. Пауза в речи учителя может быть полифункциональным средством воздействия, более эффективным, нежели многочисленные призывы-инструкции для ученика: обратить особое внимание, отметить смысловую веху учебной информации, сделать вывод и т.п.
Таков, например, смысл краткой паузы перед наиболее значимым словом, фразой: «Сейчас сосредоточься: это главное!» Пауза-пропуск слова или части фразы означает: «Дополни сам, если сможешь, – ты верно понял!» Пауза – ожидание коллективной подсказки: «Мы соразмышляем, и я жду вашей подсказки – как завершить речевое оформление этой мысли?» (И класс дружно откликается, «заполняя» паузу.) Достаточно длительная пауза перед выводом: «Суммируем сказанное; сейчас я перейду к выводу, но сначала попробуйте сделать это самостоятельно, хотя бы «пунктирно» – это возможность проверить правильность вашего понимания».
Пауза – выражение контакта-молчания, во время которого усиливается эмоционально-смысловая значимость всех других невербальных средств общения: взгляда, движения, перемещения в пространстве (Смелкова З.С.).