Тема 16. Международная миграция рабочей силы
К началу XXI в. международная миграция населения стала глобальным процессом, охватившим практически все страны и континенты, все социальные слои гражданского общества. По данным Доклада ООН о международной миграции за 2002 г., общее число лиц, проживающих за пределами стран, в которых они родились, составляет 175 млн. человек или примерно 3% всего населения планеты[21]. В это число входят постоянные и временные трудовые мигранты, студенты, беженцы и лица, ищущие политическое убежище.
Таким образом, международная миграция рабочей силы представляющая собой перемещение трудоспособного населения из одной страны в другую в поисках работы, является основной причиной международной миграции населения. В первую очередь, за ней стоят экономические причины – заработать больше, чем у себя на родине.
По данным ООН на 2000 г., список стран с наибольшей численностью международных мигрантов выглядел следующим образом (в млн. чел): США – 35,0, РФ – 13,3, Германия – 7,3, Украина – 6,9, Франция и Индия – по 6,2, Канада – 5,8, Саудовская Аравия – 5,3.[22]
Пятерка стран с самой высокой долей международных мигрантов в 2000 г. , по данным ООН, выглядела следующим образом (в %) : ОАЭ – 73,8, Кувейт – 57,9, Иордания – 39,6, Израиль – 37,4, Сингапур – 33,6.
Все перемещения населения между странами складываются из эмиграционных и иммиграционных потоков. Эмиграция – это выбытие за границу, а иммиграция – прибытие из-за границы. Разность иммиграции и эмиграции составляет миграционное сальдо. Например, по данным Федеральной службы государственной статистики, в 2009 г. количество международных иммигрантов в РФ составило 279,9 тыс. чел., а число международных эмигрантов из России – 32,4 тыс. чел. Таким образом, в 2009 г. в нашей стране сложилось положительное сальдо внешней миграции в размере 247,5 тыс. чел.
Помимо эмиграции и иммиграции существует и реэмиграция, т.е. возврат на родину ранее эмигрировавшего населения.
Международную миграцию высококвалифицированных кадров называют «утечкой умов». Она является сегодня серьезной проблемой для многих развивающихся стран и государств с переходной экономикой.
Согласно классификации ООН, постоянными трудящимися-мигрантами считаются лица, прибывающие в страну для того, чтобы найти оплачиваемую работу на срок, превышающий один год. Существует и особая категория легальных мигрантов – это рабочие, ежедневно пересекающие границу, чтобы работать в соседнем государстве. Ярким примером тому являются мексиканские рабочие, ежедневно работающие в США.
Согласно классификации, разработанной Международной организацией труда (МОТ), современная международная трудовая миграция подразделяется на 5 основных типов:
· работающие по контракту,в котором четко оговорен срок пребывания в принимающей стране. В основном это сезонные рабочие, приезжающие на уборку урожая, а также неквалифицированные или малоквалифицированные работники. Сезонная сельскохозяйственная миграция представляет собой основной вид трудовой миграции в Латинской Америке.
· профессионалы,которых отличает высокий уровень подготовки, наличие соответствующего образования и практического опыта работы;
· нелегальные иммигранты,в число которых входят иностранцы с просроченной или туристической визой, занимающиеся трудовой деятельностью;
· беженцы– лица вынужденные эмигрировать из своих стран из-за какой-либо угрозы их жизни и деятельности (по состоянию на конец 2000 г. их, по данным ООН, насчитывалось 16 млн.);
· переселенцы,т.е. переезжающие на постоянное место жительства. Эта группа мигрантов ориентирована, прежде всего, на выезд в развитые страны.
Международная трудовая миграция – явление сложное и неоднозначное. Это связано с тем, что в отличие от товарообмена или движения капиталов и информации в миграционные процессы вовлечены люди с их личными судьбами и проблемами.
Причины миграции рабочей силы обусловлены воздействием факторов как экономического, так и неэкономического характера. К неэкономическим факторам относятся политико-правовые, национальные, религиозные, расовые, семейные. В последние десятилетия серьезное влияние на развитие миграционных процессов стали оказывать также экологические, образовательно-культурные, психологические и этнические факторы.
К экономическим факторам, определяющим миграцию рабочей силы, относятся следующие:
· различные уровни экономического развития стран, что влечет и разную стоимость рабочей силы;
· состояние национального рынка труда. Например, в некоторых развивающихся странах наблюдается хроническая безработица, которая толкает людей к поиску работы за рубежом;
· структурная перестройка экономики;
· развитие научно-технического прогресса, который сопровождается ростом потребностей в квалифицированной рабочей силе;
· вывоз капитала, функционирование МК.Международные корпорации способствуют соединению рабочей силы с капиталом, либо осуществляя движение рабочей силы к капиталу, либо перемещая свой капитал в трудоизбыточные регионы.
В мировой практике в настоящее время сложилась следующая классификация форм миграции рабочей силы:
· по направлениям – миграция из развивающихся стран и стран с переходной экономикой в развитые страны, миграция в рамках развитых, развивающихся стран и государств с переходной экономикой, миграция высококвалифицированной рабочей силы из развитых в развивающиеся страны и государства с переходной экономикой;
· по территориальному охвату – межконтинентальная, внутриконтинентальная;
· по уровню квалификации мигрантов – высококвалифицированная рабочая сила, низкоквалифицированная рабочая сила;
· по времени – безвозвратная (как правило, межконтинентальная), временная (как правило, внутриконтинентальная), сезонная (связанная с ежегодными поездками на заработки), маятниковая (предусматривающая ежедневные поездки к месту работы за пределы своего населенного пункта, страны);
· по степени законности – легальная, нелегальная.
Международная миграция рабочей силы оказывает противоречивые воздействие, как на страны-доноры рабочей силы, так и на страны-реципиенты.
Среди выгод, получаемых странами реципиентами от международной миграции рабочей силы можно, в частности, отметить следующие:
- облегчение структурных (отраслевых и региональных) изменений в экономике вследствие притока иностранных рабочих, обладающих высокой мобильностью;
- экономия на обучении прибывающих рабочих и специалистов;
- экономия на издержках производства и повышение конкурентоспособности производимой продукции, поскольку иностранная квалифицированная рабочая сила оплачивается ниже национальных кадров;
- расширяется емкость внутренних рынков, стимулируются рост производства и дополнительная занятость, а также создаются дополнительные источники аккумуляции средств для инвестиций;
- в периоды кризисов иностранные рабочие зачастую служат амортизатором между работодателями и национальными кадрами, так как их увольняют первыми.
Вместе с тем, иммиграция порождает в принимающих странах и ряд проблем и противоречий:
- обостряется ситуация на национальном рынке труда;
- вследствие роста предложения на рынке труда усиливается тенденция к снижению цены рабочей силы, в том числе и национальной;
- провоцируются национальные и этнические конфликты между коренным населением и иммигрантами.
Неоднозначны последствия миграционных процессов и для стран-доноров. Положительным для них является то, что:
- эмиграция облегчает положение на внутреннем рынке труда;
- после работы за границей в страну возвращаются обученные, более квалифицированные рабочие;
- для многих стран эмиграции переводы валютных средств эмигрантов становятся важным источником получения валюты. По данным ООН за 2000 г., подобные переводы превысили 10% ВВП в девяти странах: Албании, Боснии и Герцеговине, Иордании, Йемене, Кабо-Верде, Никарагуа, Сальвадоре, Самоа и Ямайке.
Вместе с тем эмиграция наносит странам-донорам и ощутимый экономический ущерб. Потеря части трудовых ресурсов в наиболее трудоспособном возрасте приводит к старению возрастной структуры населения, теряются затраты на общеобразовательную и профессиональную подготовку эмигрантов. Особенно отрицательны последствия оттока квалифицированных специалистов и ученых.
Анализ экономических последствий международной миграции рабочей силы будет неполным, если не учесть ее влияние на доходы и расходы государства, как в стране эмиграции, так и в принимающей стране. Однозначно оценить последствия для мигрантов перехода из одной системы государственных финансов в другую представляется весьма сложным.
Для государственных финансов в стране эмиграции отток рабочей силы означает, с одной стороны, сокращение налоговых поступлений, с другой стороны, снижение нагрузки на государственный бюджет за счет сокращения трансфертных платежей и социальных расходов. Однако в целом государственные финансы в стране эмиграции, скорее всего, будут нести чистые потери.
Что касается принимающей страны, то иностранные рабочие, конечно, создают дополнительную нагрузку для государственных финансов за счет роста трансфертных платежей, расходов на поддержание общественного порядка и некоторых социальных расходов (особенно, если иммигранты приезжают вместе со своей семьей). Однако, с другой стороны, принимающая страна получает уже готовую рабочую силу, не неся затрат на образование и профессиональное обучение, и при этом в государственную казну поступают дополнительные налоги. Важно подчеркнуть, что принимающая страна получает доход даже от нелегальных иммигрантов, которые все равно уплачивают такие косвенные налоги, как акцизы, налог с продаж и др. Поэтому финансовый результат от иммиграции для принимающей страны, скорее всего, оказывается положительным.
Международная миграция рабочей силы имеет еще целый ряд последствий, которые не носят чисто экономического характера, не улавливаются рынком и потому не могут быть измерены в денежном выражении. Однако именно эти последствия играют важную роль как в определении направлений и структуры самой миграции, так в формировании общественного мнения и государственной политики по отношению к ней.
Среди современных особенностей процесса международной трудовой миграции можно выделить следующие.
1. К концу XX в. центрами притяжения рабочей силы стали страны и регионы ускоренного экономического развития, а не «новые земли» и колонии, как в начале века.
2. Развитые страны продолжают оставаться главными мировыми центрами притяжения рабочей силы. В десятке стран -лидеров привлечения иностранных мигрантов входят пять развитых стран: США, Германия, Франция, Канады, Австралия, в которых насчитывалось 59,1 млн. иностранных мигрантов.
3. Особенностью современного этапа является также увеличение внутриконтинентальной миграции, особенно на европейском, американском и африканском континентах.
4. Появление новых центров притяжения иностранных иммигрантов. К двум традиционным центрам притяжения иностранных иммигрантов - США и Канада, ежегодный приток иммигрантов в которые оценивается в примерно 900 тыс. чел. в год и странам Западной Европы (в первую очередь, Германия, Франция, Великобритания, Швейцария и Италия) в последние десятилетия добавились:
· Австралия, где используется более 200 тыс. иностранных рабочих, среди которых преобладают иммигранты из Юго-Восточной Азии, а также из Восточной и Центральной Европы.
· нефтедобывающие страны Ближнего Востока, привлекающие в основном дешевую рабочую силу на тяжелые низкооплачиваемые работы. Более 50% рабочей силы Саудовской Аравии, ОАЭ, Бахрейна, Кувейта, Омана составляют в основном иммигранты из соседних арабских стран, в первую очередь из Египта. К этим странам можно добавить такую страну Среднего Востока, как Иран, занимавшую в 2000 г. 14 место в мире по величине иностранных мигрантов, которое составляло 2,3 млн. чел.;
· новые индустриальные страны Азиатско-Тихоокеанского региона и Латинской Америки. Основными импортерами рабочей силы являются Сингапур, Гонконг, Республика Корея, Тайвань, Малайзия, Аргентина и Бразилия.
· Некоторые африканские страны, и в первую очередь ЮАР и страны Северной Африки.
5. Сложился круг государств, экспортирующих свою рабочую силу. Крупнейшими ее поставщиками на мировом рынке в настоящее время являются Индия, Пакистан, Вьетнам,Египет, Алжир, Мексика, Турция.
6. Среди трудящихся-мигрантов преобладают молодые люди (до 35 лет) преимущественно рабочих профессий и служащие.
7. По-прежнему высок уровень нелегальной иммиграции во всех мировых центрах притяжения рабочей силы.
Система межгосударственного регулирования миграционных процессов включает в себя: двусторонние и многосторонние международные соглашения использования труда мигрантов и их социально-экономических прав; деятельность международных экономических организаций, таких, как Международная организация труда (МОТ), Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ), Международная организация по миграции (МОМ) и др.
Учитывая экономические и социальные последствия международной миграции рабочей силы, упоминавшиеся выше, национальные государства не могут не вмешиваться в эту сферу международных экономических отношений. Причем, это вмешательство в последнее время весьма ощутимо ужесточается.
Международные потоки рабочей силы в настоящее время регулируются и ограничиваются как на национальном уровне, так и на уровне межгосударственных отношений. При этом либо ограничивается приток иностранных рабочих в страну, либо стимулируется реэмиграция.
Важно подчеркнуть, что принимающими странами ограничительная практика применяется по отношению далеко не ко всем категориям иммигрантов. В ряде случаев въезд иностранных рабочих не ограничивается. Это может касаться, например, некоторых категорий неквалифицированных рабочих, которые готовы за небольшую плату выполнять те виды тяжелой, вредной или грязной работы, где существует значительный дефицит рабочей силы. Более того, иммиграция может даже стимулироваться, когда речь идет о высококвалифицированных специалистах или рабочих редких специальностей, крупных ученых, выдающихся музыкантах или спортсменах и т.д.
Однако для представителей большинства обычных профессий, как правило, национальное законодательство принимающих стран устанавливает существенные ограничения. Эти ограничения могут касаться профессиональной квалификации иммигрантов (требования к уровню образования или стажу работы по специальности), времени их пребывания в стране, национальности или страны происхождения (регулирование географической структуры иммиграции), самой личности иностранного рабочего (требования к состоянию здоровья, отсутствию судимости, непринадлежности к террористическим или экстремистским организациям и т.д.).
В некоторых развитых странах, испытывающих большой наплыв иностранной рабочей силы (Германия, Франция и др.), в последние годы стали разрабатываться программы поощрения иностранных рабочих к возвращению на родину. Такие программы могут предусматривать выплату материальной компенсации уезжающим иммигрантам, меры по профессиональной подготовке иностранных рабочих, что облегчит им нахождение высокооплачиваемой работы по возвращении домой. Наконец, реэмиграция может стимулироваться и на межгосударственном уровне путем оказания финансовой помощи странам-экспортерам рабочей силы с целью создания новых рабочих мест для реэмигрантов.