Т а б л и ц а 11.Компоненты платежного баланса

К р е д и т (+) Д е б е т (–)
I. Счет текущих операций
Экспорт товаров Импорт товаров
Торговый баланс
Экспорт услуг Импорт услуг
Баланс услуг
Поступления доходов от инвестиций и оплаты труда Выплаты доходов от инвестиций и оплаты труда
Односторонние трансферты из-за рубежа Односторонние трансферты за рубеж
Текущий баланс
II. Счет операций с капиталом и финансовый счет
Капитальные трансферты из-за рубежа Капитальные трансферты за рубеж
Инвестиции из-за рубежа Инвестиции за рубеж
Долгосрочные и краткосрочные кредиты из-за рубежа Долгосрочные и краткосрочные кредиты за рубеж
Баланс движения капиталов (и капитальных трансфертов)
Чистые ошибки и пропуски
Баланс официальных расчетов
Чистое уменьшение резервных активов Чистое увеличение резервных активов

 

В платежном балансе присутствует статья «Чистые ошибки и пропуски», которая вводится для компенсации недооценки и переоценки регистрируемых операций. В итоге все кредитовые статьи платежного баланса по стоимости равняются дебетовым статьям.

Государственное регулирование платежного баланса–это совокупность экономических мероприятий государства, направленных на формирование основных статей платежного баланса, а также на покрытие сложившегося сальдо. В распоряжении государства имеется разнообразный набор средств регулирования платежного баланса, направленных либо на стимулирование, либо на ограничение внешнеэкономических операций в зависимости от валютно-экономическо­го положения и состояния международных расчетов страны.

Страны, испытывающие дефицит платежного баланса, стремятся осуществлять мероприятия по стимулированию экспорта, сдерживанию импорта, привлечению иностранных и ограничению вывоза национальных капиталов.

К таким мероприятиям относятся:

· ограничение инфляции в целях сокращения внутреннего спроса путем уменьшения бюджетного дефицита, изменения учетной ставки, установления пределов роста денежной массы;

· девальвация или обесценение национальной валюты. Эффективность данного метода в повышении конкурентоспособности национальных товаров на внешних рынках зависит от конкретных условий его реализации и сопутствующей общеэкономической и финансовой политики (валютные ограничения в виде блокирования валютной выручки экспортеров, лицензирование продажи иностранной валюты импортерам, сосредоточение валютных операций в уполномоченных банках);

· манипулирование учетной ставкой;

· таможенно-тарифное регулирование экспортно-импортных операций;

· специальные меры воздействия на формирование основных составляющих платежного баланса (например, по торговому балансу – это предоставление экспортерам налоговых и кредитных льгот; по балансу услуг – прямое или косвенное участие государства в создании туристической инфраструктуры в целях стимулирования въездного туризма; по финансовому счету – создание в стране благоприятного инвестиционного климата и др.).

Формально платежный баланс, как любой баланс, уравновешен, т.е. итоговые показатели основных и балансирующих статей погашают друг друга. Если баланс текущих операций сводится с отрицательным сальдо, то дефицит может быть профинансирован путем продажи части активов нерезидентам или с помощью зарубежных займов у иностранных банков, правительств или международных организаций, а также за счет сокращения официальных валютных резервов. Однако финансирование платежного баланса имеет предел. Если кризис платежного баланса приводит к просрочке платежей, осложнению отношений с кредиторами, истощению запасов резервных активов, страна вынуждена обратиться к чрезвычайному финансированию. Операции по чрезвычайному финансированию обычно согласовываются с зарубежными партнерами и оформляются специальными соглашениями. Такие операции могут проходить по любым статьям платежного баланса и обычно не выделяются в отдельную группу, но по стандартной методике МВФ показываются в разделе «Резервы». К наиболее значимым операциям относятся: списание долга, обмен задолженности на акции, реструктуризация долга, просрочка платежей по задолженности (отказ от выплат по внешним обязательствам).

Финансовая глобализация мировой экономики основана на масштабном расширении международных валютно-финансовых отношений между странами. Для нее характерно:

· появление обширного рынка операций по обмену валют вследствие повсеместного перехода к плавающим валютным курсам и курсам регулируемого плавания;

· появление значительных потоков «горячих» денег в виде краткосрочных кредитов и вложений в ценные бумаги. Эти высоколиквидные, оторванные от своей материальной основы финансовые ресурсы быстро перемещаются в больших объемах между странами, придавая неустойчивость местным финансовым рынкам и порождая финансовые кризисы;

· быстрый рост на всех сегментах финансового рынка (валютном, кредитном, фондовом и страховом) спекулятивных операций, никак несвязанных с торговлей и инвестициями;

· увеличение мировых финансовых потоков, обслуживающих международные передвижения товаров и услуг и зарубежные движения капиталов;

· концентрация больших объемов операций в финансовых центрах, а также в оффшорных зонах;

· наличие гигантских потоков нелегальных денег, полученных преступным путем и обслуживающих криминальные сообщества.