Рулевые механизмы.
Техническое обслуживание рулевого управления автомобиля.
Ремонт амортизаторов.
Обслуживание подвески.
1) При ЕО:
- производится очистка балок мостов от грязи и снега.
- производится осмотр состояния рессор, проверяют крепление хомутов, центрового болта.
2) При ТО-1:
- проверить люфт шкворневых соединений.
- проверяют и при необходимости устраняют люфт подшипников в ступицах колес.
- на грузовых автомобилях смазываются литолом рессорные пальцы до выхода свежей смазки из рессор.
3) При ТО-2:
- выполняют все операции ТО-1.
- проверяют давление воздуха в шинах.
- проверяют крепление дисков колес.
- контролируют углы установки управляемых колес.
- проверку и регулировку всех углов установки колес, проводят только на легковых автомобилях.
Углы схождения колес регулируют изменяя длину поперечной рулевой тяги.
- при каждом снятии тормозных барабанов, но не реже чем через одно ТО-2 производится проверка и подтяжка креплений.
- подтяжка крепления поворотных цапф.
Для устранения подтекания жидкости затягивают гайки резервуара для поджатия сальника. Если не помогло, то разбирают амортизатор и заменяют сальник. При сборке сальник смазывают смазкой ЦИАТИМ-201. Клапаны амортизаторов нельзя менять местами. После сборки поршня заливают свежую жидкость в цилиндр. АУ- веретенное масло или жидкость АЖ-12Т.
Для замены жидкости без разборки амортизатора, его устанавливают вертикально, зажав в тиски за нижнюю проушину. И вытягивают шток в верхнее положение, затем отворачивают гайку резервуара и вынимают шток с поршнем. Нужное количество жидкости заливают в цилиндр, остатки жидкости заливают в резервуар.
Рулевое управление предназначено для обеспечения движения автомобиля по заданному водителем направлению.
Оно в значительной степени обеспечивает безопасность движения, поэтому к рулевому управлению применяются высокие требования:
1. Обеспечение минимального радиуса поворота с целью получения хорошей маневренности автомобиля.
2. Легкость управления, оцениваемая усилием на рулевом колесе.
3. Силовое и кинематическое следящее действие, т.е. пропорциональность между усилием на рулевом колесе и моментом сопротивлению повороту управляемых колес. И заданное соответствие, между углом поворота рулевого колеса и углом поворота управляемых колес.
4. Предотвращение передачи ударов на рулевое колесо при наезде управляемых колес на препятствие.
5. Качение управляемых колес с минимальным боковым уводом и скольжением при повороте автомобиля.
6. Стабилизация повернутых управляемых колес, обеспечивающая их возвращение в положение соответствующее прямолинейному движению при отпущенном рулевом колесе.
7. Отсутствие автоколебаний управляемых колес при работе автомобиля в любых условиях и на любых режимах движения.
8. Высокая надежность всех узлов и деталей.
Рулевое управление состоит из: рулевого механизма и рулевого привода.
Рулевой механизм служит для передачи усилия от водителя к рулевому приводу и для увеличения вращающего момента, приложенного к рулевому колесу.
К рулевым механизмам предъявляются следующие требования:
1. Высокий КПД (ήпрям., ήобрат.)
2. Обратимость рулевой пары.
3. Обеспечение минимального зазора в среднем положении вала сошки, соответствующем прямолинейному движению автомобиля.
4. Заданный характер изменения передаточного числа.
5. Минимальное число регулировок.
Различают прямой КПД рулевого механизма ( при передачи усилия от рулевого колеса к сошке) и обратный КПД ( при передачи усилия от сошки к рулевому колесу). ήпрям.= 0,6…0,95
ήобрат.= 0,55…0,85
Долговечность работы рулевого механизма зависит от зазоров передач и их изменение за полный оборот рулевого колеса. При прямолинейном движении автомобиля, передача должна быть без зазорная или с минимальным зазором, в средней части зацепления и с увеличенным зазором по концам.
Определение передаточного числа рулевого управления.
ίω= ί1ω ∙ ί11ω
где: ί1ω – угловое передаточное число рулевого управления.
ί 11ω – угловое передаточное число рулевого механизма.
ί1ω =
где: θ0 – угол поворота рулевого колеса.
β0 – угол поворота вала рулевой сошки.
ί1ω =12…20 (легковые автомобили); ί1ω =16…32 (грузовые автомобили).
ί 11ω– главное передаточное число рулевого привода.
ί 11ω = 0,85…1,1.