Рулевые механизмы.

Техническое обслуживание рулевого управления автомобиля.

Ремонт амортизаторов.

Обслуживание подвески.

1) При ЕО:

- производится очистка балок мостов от грязи и снега.

- производится осмотр состояния рессор, проверяют крепление хомутов, центрового болта.

2) При ТО-1:

- проверить люфт шкворневых соединений.

- проверяют и при необходимости устраняют люфт подшипников в ступицах колес.

- на грузовых автомобилях смазываются литолом рессорные пальцы до выхода свежей смазки из рессор.

3) При ТО-2:

- выполняют все операции ТО-1.

- проверяют давление воздуха в шинах.

- проверяют крепление дисков колес.

- контролируют углы установки управляемых колес.

- проверку и регулировку всех углов установки колес, проводят только на легковых автомобилях.

Углы схождения колес регулируют изменяя длину поперечной рулевой тяги.

- при каждом снятии тормозных барабанов, но не реже чем через одно ТО-2 производится проверка и подтяжка креплений.

- подтяжка крепления поворотных цапф.

 

 

Для устранения подтекания жидкости затягивают гайки резервуара для поджатия сальника. Если не помогло, то разбирают амортизатор и заменяют сальник. При сборке сальник смазывают смазкой ЦИАТИМ-201. Клапаны амортизаторов нельзя менять местами. После сборки поршня заливают свежую жидкость в цилиндр. АУ- веретенное масло или жидкость АЖ-12Т.

Для замены жидкости без разборки амортизатора, его устанавливают вертикально, зажав в тиски за нижнюю проушину. И вытягивают шток в верхнее положение, затем отворачивают гайку резервуара и вынимают шток с поршнем. Нужное количество жидкости заливают в цилиндр, остатки жидкости заливают в резервуар.

 

Рулевое управление предназначено для обеспечения движения автомобиля по заданному водителем направлению.

Оно в значительной степени обеспечивает безопасность движения, поэтому к рулевому управлению применяются высокие требования:

1. Обеспечение минимального радиуса поворота с целью получения хорошей маневренности автомобиля.

2. Легкость управления, оцениваемая усилием на рулевом колесе.

3. Силовое и кинематическое следящее действие, т.е. пропорциональность между усилием на рулевом колесе и моментом сопротивлению повороту управляемых колес. И заданное соответствие, между углом поворота рулевого колеса и углом поворота управляемых колес.

4. Предотвращение передачи ударов на рулевое колесо при наезде управляемых колес на препятствие.

5. Качение управляемых колес с минимальным боковым уводом и скольжением при повороте автомобиля.

6. Стабилизация повернутых управляемых колес, обеспечивающая их возвращение в положение соответствующее прямолинейному движению при отпущенном рулевом колесе.

7. Отсутствие автоколебаний управляемых колес при работе автомобиля в любых условиях и на любых режимах движения.

8. Высокая надежность всех узлов и деталей.

 

Рулевое управление состоит из: рулевого механизма и рулевого привода.

 

 

Рулевой механизм служит для передачи усилия от водителя к рулевому приводу и для увеличения вращающего момента, приложенного к рулевому колесу.

 

К рулевым механизмам предъявляются следующие требования:

 

1. Высокий КПД (ήпрям., ήобрат.)

2. Обратимость рулевой пары.

3. Обеспечение минимального зазора в среднем положении вала сошки, соответствующем прямолинейному движению автомобиля.

4. Заданный характер изменения передаточного числа.

5. Минимальное число регулировок.

 

Различают прямой КПД рулевого механизма ( при передачи усилия от рулевого колеса к сошке) и обратный КПД ( при передачи усилия от сошки к рулевому колесу). ήпрям.= 0,6…0,95

ήобрат.= 0,55…0,85

 

Долговечность работы рулевого механизма зависит от зазоров передач и их изменение за полный оборот рулевого колеса. При прямолинейном движении автомобиля, передача должна быть без зазорная или с минимальным зазором, в средней части зацепления и с увеличенным зазором по концам.

 

 

Определение передаточного числа рулевого управления.

ίω= ί1ω ∙ ί11ω

где: ί1ω – угловое передаточное число рулевого управления.

ί 11ω – угловое передаточное число рулевого механизма.

 

ί1ω =

где: θ0 – угол поворота рулевого колеса.

β0 – угол поворота вала рулевой сошки.

ί1ω =12…20 (легковые автомобили); ί1ω =16…32 (грузовые автомобили).

ί 11ω– главное передаточное число рулевого привода.

ί 11ω = 0,85…1,1.