Конструкция рамы.
Техническое обслуживание и ремонт рамы автомобиля. -2 часа
ТЭА 4й курс
Литература:
1) В.И. Сарбаев и др. ( Техническое обслуживание и ремонт автомобилей. Россов на Дону. Феникс 2005г.)
2) Техническая эксплуатация автомобилей под редакцией Кузнецова. М 2001, 2002г.
3) Шадричев. Ремонт автомобилей. М 1970г.
Вводная часть. – 1час
Предмет, содержание и основные задачи раздела технической эксплуатации ходовой части автомобилей и систем, обеспечивающих безопасность движения. /1,2,9/
Рама является несущей системой автомобиля. Она воспринимает все нагрузки возникающие при движении автомобиля и служит основанием на котором монтируют: двигатель, агрегаты трансмиссии, механизмы агрегатов управления, дополнительные и специальные устройства, а также кабину, кузов или цистерну.
На автомобилях применяются рамы различных типов (рис. 5.3). Наибольшее распространение получили лонжеронные рамы.
Схема лонжеронной рамы грузового автомобиля показана на рис. 5.4. Рама состоит из двух лонжеронов 1 (продольных балок), которые соединены между собой отдельными поперечинами 2 Лонжероны отштампованы из листовой стали и имеют швеллерное сечение переменного профиля. Высота профиля наибольшая в средней части лонжеронов, где они более всего нагружены. В зависимости от типа автомобиля и его компоновки лонжероны могут быть установлены один относительно другого параллельно или под углом, а также могут быть изогнуты в вертикальной и горизонтальной плоскостях. К лонжеронам обычно приклепывают различного рода кронштейны для крепления кузова, устройств подвески колес, механизмов трансмиссии, систем управления и др.
Поперечины, как и лонжероны, выполнены штампованными из листовой стали. Они имеют форму, обеспечивающую крепление к раме соответствующих агрегатов и механизмов. Так, например, передняя поперечина 4 приспособлена для установки передней части двигателя. Лонжероны и поперечины между собой соединены клепкой или сваркой.
На переднем конце рамы установлены буфер 5 и буксирные крюки 6. Буфер предназначен для восприятия толчков и ударов при наездах и столкновениях. Крюки служат для буксирования автомобиля. В задней части рамы грузового автомобиля расположено буксирное (прицепное) устройство 3, предназначенное для присоединения к автомобилю прицепов, буксируемых автомобилей и т.д. Буксирное устройство включает крюк с запорным устройством и пружину или резиновый амортизатор, которые смягчают толчки и удары при движении автомобиля с буксиром по неровной дороге, при торможении и трогании с места.
На рис. 5.5 представлены схемы рам легковых автомобилей.
Лестничная рама(рис. 5.5, а) состоит из двух лонжеронов, соединенных поперечинами 3. Лонжероны отштампованы из листовой стали и имеют профиль преимущественно закрытого типа. К лонжеронам прикреплены различные кронштейны 2, предназначенные для установки и крепления кузова автомобиля, механизмов трансмиссии, передней и задней подвесок, систем управления и т.д. Рама имеет выгибы в вертикальной плоскости в местах расположения передних и задних колес автомобиля. Эти выгибы обеспечивают большую величину хода колес, снижение центра тяжести автомобиля и повышение его устойчивости при высоких скоростях движения.
Х-образная лонжеронная рама (рис. 5.5, б) состоит из короткой средней балки 5 трубчатого или коробчатого профиля, передней 4 и задней 7 вильчатых частей, выполненных из лонжеронов коробчатого профиля. Передняя вильчатая часть предназначена для размещения силового агрегата, а задняя — заднего моста.
В средней части рамы имеются консольные кронштейны б для крепления кузова, а вильчатые части рамы снабжены поперечинами для установки передней и задней подвесок.
Х-образная рама позволяет увеличить углы поворота управляемых колес, уменьшить радиус поворота автомобиля и улучшить его маневренность. Кроме того, рама обеспечивает понижение пола кузова, центра тяжести автомобиля и повышение его устойчивости.
Периферийная лонжеронная рама(рис 5.5, в) имеет наибольшее применение на рамных легковых автомобилях. Она состоит из лонжеронов 8 замкнутого (коробчатого) профиля, которые проходят по периферии пола кузова автомобиля и создают ему естественный порог. Это увеличивает сопротивление кузова при боковых ударах. Рама имеет свободную среднюю часть, позволяющую опустить низко пол кузова, понизить центр тяжести автомобиля и повысить его устойчивость. Для увеличения хода колес автомобиля лонжероны рамы имеют выгибы в вертикальной плоскости над передним и задним мостами. Средняя часть рамы расположена ниже этих выгибов.
Хребтовая неразъемная рама(рис. 5.5, г) состоит из одной центральной продольной несущей балки 9, к которой прикреплены поперечины 10 и различные установочные кронштейны. Центральная балка рамы обычно трубчатого сечения, внутри нее размещается карданная передача. Рама обладает высокой жесткостью на кручение, а размещение карданной передачи внутри хребтовой трубы рамы обеспечивает компактность конструкции.
Неисправности рамы:
1) Погнутость лонжеронов или поперечин
2) Наличие трещин
3) Ослабление заклепочных соединений
4) Перекосы рам
5) Повреждение кронштейнов
6) Износ отверстий в раме.
7) Трещины в рамах и поломки отдельных деталей рам происходят по причинам перегрузки, усталости металла, жесткости рессор и др.