Организационные формы инновационных предприятий.

Государственная инновационная политика

Экономическое развитие сегодня - это не столько количественный рост, сколько качественные изменения. Меняется суть деятельности коммерческих фирм. Главное, не просто произвести что-то, а произвести, продать, ответить на новый технологический вызов, опередить конкурентов, учесть новые запросы потребителей и научиться действовать в новых рамках более жесткого конкурентного окружения и социального контроля со стороны государства и общества.

Государственная инновационная политика – составная часть социально-экономической политики, которая выражает отношение государства к инновационной деятельности; определяет цели, направления, формы деятельности органов государственной власти в области науки и техники и реализации достижений науки и техники.

Основные приоритетные направления инновационной политики государства:

- работы по созданию, освоению и распространению техники и технологий, ведущих к кардинальным изменениям в технологическом базисе страны (межотраслевой характер);

- работы по крупным проектам, которые не под силу отдельным предприятиям;

- научно-техническое обеспечение мероприятий по реализации социальных целей общества (здравоохранение, образование и т. п.);

- направления научно-технического прогресса, связанные с международным разделением труда и внешне-экономической деятельностью.

Государственная поддержка инновационной деятельности осуществляется в следующих формах:

- финансирование научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ, связанных с инновационной деятельностью;

- финансирование инновационных программ и проектов;

- финансирование патентования за рубежом изобретений и промышленных образцов, входящих в состав экспортной (готовящейся к экспортированию) продукции;

- размещение государственного заказа на закупку инновационной продукции.

 

Венчурные фирмы – временные организационные структуры, занятые разработкой научных идей и превращением их в новые технологии и продукты, и создаваемые с целью апробации, доработки и доведения их до промышленной реализации; преимущества – гибкость, подвижность, мобильная переориентация, изменение направления поиска, быстрая апробация новых идей.

Венчур = коммерческая идея + общественная потребность в инновации

+ предприниматель, готовый создать венчур + рисковый капитал

Инновационные центры – технологически активные комплексы со сложившейся интегрированной структурой ведения (например, Силиконовая долина).

Инжиниринговые фирмы – соединительное звено между научными исследованиями и разработками, нововведениями и производством.

Внедренческие фирмы – осуществляют внедрение неиспользованных патентов, продвижение на рынок лицензий, доведение изобретения до промышленной кондиции, производство небольших партий изделий с последующей продажей лицензий.

Консорциумы – осуществляют поиск и реализацию крупных инновационных проектов.

Сфера менеджмента переживает революцию, которая требует:

- увеличения производства при снижении объёма ресурсов;

- активного участия в процессе труда всех сотрудников;

- отношения к переменам как к естественному состоянию внешней среды;

- создания благоприятствующей совместному труду корпоративной культуры.

Указанный подход значительно отличается от традиционного менеджмента:

- жёсткий контроль сверху донизу;

- разделение труда и специализация;

- управление, основанное на объективных показателях и тщательном анализе.

Эффективность организации – степень её приближения к поставленной цели, которая показывает, насколько организация преуспела в выполнении своих функций, т. е. предоставлении потребителям необходимых им товаров и услуг.

Рациональность организации – оценка количества ресурсов, потребовавшихся для достижения целей организации.

В процессах управления кризисами ценится умение:

- сохранять спокойствие;

- быть на виду (в кризисе лидерство не передается);

- ставить людей превыше бизнеса;

- говорить правду;

- вернуться к прежнему бизнесу (возрождение фирмы – источник вдохновения и надежды для сотрудников).

 

4.Управление изменениями и инновациями

Управление изменениями – изменения с целью внедрения и использования новых видов оборудования, процессов, обновления различных сторон деятельности предприятия.

Управленческие инновации в административно-управленческой деятельности

Инновации выражают механизм развития социальных систем любого типа. Внутренние связи социальных систем претерпевают качественные изменения в процессе адаптации к среде функционирования. Причем эти изменения способствуют повышению устойчивости и эффективности системы (деятельности) в том случае, если соответствуют закономерностям развития данной системы.

Фундаментальными свойствами социальных инноваций являются:

качественный характер изменений. Качественные изменения системы оказывают наибольшее влияние на результаты ее функционирования. В то же время этот тип изменений затрагивает механизмы кооперации человеческого поведения, поэтому является достаточно сложным;

целенаправленность изменений. Инновации направлены на достижение конкретного результата, который оправдывает их применение. Инновации преследуют цель повышения эффективности организации.

Управление играет системообразующую роль в функционировании организационных систем. Поэтому причиной применения управленческих инноваций является низкая результативность деятельности системы. Изменение структуры управленческих отношений затрагивает все компоненты организации. Применение управленческих инноваций обеспечивает решение организационных проблем, которые препятствуют достижению нормативного (желаемого) состояния социальной системы. Совершенствование системы управления социальной организации реализует свойства социальных инноваций в сфере управленческих отношений. Управленческие инновации применяются в различных видах социальных систем. Самое непосредственное влияние оказывают они на повышение эффективности административной деятельности.

Изменение социально-политической ситуации и законодательной базы требует адекватных изменений методов управления. Для этого на различных уровнях системы государственного и муниципального управления проводятся организационные перестройки, внедряются новые технологии работы. Повышение научного уровня административно-управленческой деятельности зависит от систематического применения управленческих инноваций.

Распространение управленческих инноваций в системе руководства сталкивается с рядом проблем объективного и субъективного характера. К объективным факторам, сдерживающим управленческие инновации, относятся:

противоречие старого и нового. Нововведение неизбежно нарушает сложившуюся систему отношений в организации и требует изменения существующей организационной структуры;

сложность, комплексность управленческих инноваций. Для подготовки и реализации управленческих нововведений необходимо проводить сбор и анализ информации по различным качественным показателям и проводить изменения значительного числа организационных связей;

ограниченность развития органов государственного и муниципального управления. В существующей иерархической системе стратегические цели деятельности административных учреждений определяются на вышестоящем уровне управления. Между тем для реализации инноваций необходима децентрализация.

К субъективным факторам относятся:

недостаточная компетентность государственных и муниципальных служащих. У многих руководителей и специалистов бюрократических организаций отсутствует необходимый объем знаний по проблемам организации управленческого труда. Отдельные работники вообще не готовы работать в новых условиях;

низкий уровень интеграции теории и практики административной деятельности. Имеющиеся сегодня научные разработки в области совершенствования методов и структур управления пока не находят должного внимания со стороны чиновников.

Действие названных факторов можно значительно снизить при условии проведения мероприятий по организации инноваций. Под организацией управленческих инновации понимается деятельность по определению параметров инновационного процесса и регулированию разработки и реализации управленческих нововведений в соответствии с целью организационных изменений в учреждении.

Данная функция должна рассматриваться в единстве следующих аспектов: принципы, субъекты, объекты и методы управленческих инноваций и инновационный процесс.

 

Принципы организации управленческих инноваций - выработанные теорией и практикой установки, которыми необходимо руководствоваться в процессе управления инновациями. Знание и соблюдение принципов позволяет повысить эффективность подготовки и реализации управленческих нововведений и в конечном счете увеличить результативность административной деятельности. Существуют общие и технологические принципы организации управленческих инноваций.

К общим принципам относятся:

принцип управляемости инновационного процесса;

принцип актуальности нововведений;

принцип системности инноваций.

Принцип управляемости инновационного процесса означает, что существуют объективные предпосылки для оказания управленческих воздействий на процесс разработки и реализации нововведений. Внедрение нововведений - не стихийный процесс. Достижение инновационного эффекта требует скоординированных действий по уменьшению отклонений от выбранного курса. Это необходимо потому, что инновационный процесс не регулируется автоматически. Задачей целенаправленного управляемого воздействия на инновационный процесс является обеспечение соответствия фактического состояния инновационного процесса желаемому, запланированному состоянию. Решение этой задачи предполагает реализацию всех управленческих функций, начиная с планирования и заканчивая контролем изменений. Оперативное исполнение данных функций должно закрепляться за соответствующей компетентной службой (органом) в административном учреждении.

Принцип актуальности нововведений означает, что управленческие инновации следует рассматривать в качестве результата организационного развития системы административной деятельности. Текущее состояние управленческой системы находит отражение в содержании планируемых организационных изменений. По этой причине проект нововведения должен быть органически связан с существующей в органе управления потребностью в совершенствовании структуры и методов руководства. Актуальность нововведения показывает, что оно является востребованным в данной организационной системе.

Принцип системности инноваций означает, что управленческие нововведения представляют собой единый процесс, состоящий из этапов их разработки, внедрения и реализации. Согласованность этих этапов между собой оказывает существенное влияние на конечные результаты инновации. Инновационный эффект возникает как при реализации, так и при разработке нововведения. Полноценный инновационный процесс невозможен при отсутствии одного из этапов.

Задачи нововведения и основные организационные изменения фиксируются в плане, конкретное воплощение которого осуществляется на основе разработанной программы и последующего ее исполнения.

Инновационный процесс должен быть согласован с процессом исполнения основных функций организации. Реализация полномочий органов государственного и муниципального управления не может быть приостановлена на период внедрения новшеств. Но нововведение создает временную обстановку нестабильности до тех пор, пока оно не будет полностью реализовано. В процессе организации необходимо обеспечить такой баланс старого и нового, при котором внедряемые нововведения не будут отрицательно влиять на достижение целей органа управления в период внедрения.

Инновационный процесс имеет сложную структуру и затрагивает различные компоненты административной деятельности. Управленческие инновации не могут быть узкоспециализированными, они имеют множество аспектов, которые должны тщательно анализироваться и учитываться в процессе управления инновациями в органах управления. Эффективность управленческих нововведений зависит от финансовых, информационных, организационных, психологических факторов.

Процесс подготовки и реализации нововведений должен быть внутренне согласован. В организации могут одновременно протекать различные процессы изменений. Пока они функционируют отдельно друг от друга, эффект инновационной деятельности будет низок. Эта проблема решается посредством централизации исполнения функции распространения нововведений в системе административной деятельности. Необходимо определить единые для всех задачи организационного развития, общий для всех структурных подразделений план изменений структуры руководства.

Результативность управленческих нововведений прямо пропорциональна заинтересованности и участию руководящего звена учреждения в инновационном процессе. Позиция руководства может как увеличить полезный эффект проводимых изменений, так и свести на нет усилия по внедрению новшеств. Руководящий персонал органа управления должен быть достаточно компетентным, чтобы понимать и поощрять необходимость применения управленческих инноваций.

Организация управленческих инноваций предполагает решение проблемы методического обеспечения инновационного процесса. В процессе разработки и реализации управленческих нововведений применяются различные методы и средства. Кроме методов подготовки проекта изменений и внедрения, необходимо уделять должное внимание организации работы по управлению процессом внедрения новшеств. Эта работа должна строиться с применением научных методов, доказавших свою эффективность в сходных ситуациях.

Методы организации управленческих инноваций

Организация управленческих инноваций осуществляется посредством методов, которые обеспечивают разработку и реализацию нововведений в сфере административной деятельности. В данном случае методы представляют собой выработанные и апробированные способы воздействия на объект инноваций с целью получения инновационного эффекта. Воздействуя на объект, субъект инновационного процесса выбирает способы изменения объекта инноваций в соответствии с задачами организационного развития административной деятельности. Этот выбор проводится по определенному критерию и организует деятельность субъекта инноваций по определенному принципу. Все названные компоненты в совокупности составляют метод распространения инноваций. Данный метод включает в себя набор действий субъекта инноваций в процессе целенаправленного изменения структуры и методов управленческой деятельности.

Методы инновационной деятельности вырабатываются двумя путями: как результат специальных научных исследований и как набор подтвержденных опытом правил. Универсальный метод применения управленческих инноваций отсутствует. Его место занимает набор методов. Целесообразность применения того или иного метода зависит от задачи, которая стоит на данном этапе организации инновационного процесса.

Диагностическое обследование призвано установить уровень фактического расхождения между реальной готовностью административного учреждения к совершенствованию управленческой деятельности и нормативным состоянием. Диагностика позволяет получить оперативную и объективную информацию о наличии организационных проблем. Инновационный потенциал административной деятельности необходимо оценивать по основным показателям инновационного климата, таким, как:

уровень централизации (децентрализации) полномочий принятия управленческих решений в организации;

наличие (отсутствие) механизмов стимулирования и координации участия коллектива в инновационном процессе;

уровень компетентности персонала в области подготовки и реализации управленческих нововведений.

На основе полученных данных выносится решение о необходимости применения конкретного вида управленческих нововведений. Диагностика создает информационную базу для принятия таких решений.

Для проведения диагностики инновационного климата органов управления необходимо применять все доступные средства сбора и анализа эмпирической информации. К ним относятся: анализ документов; наблюдение; опрос; эксперимент.

Каждый из указанных методов обладает рядом преимуществ и недостатков. Поэтому целесообразно применять эти методы в комплексе.

Анализ документов предполагает сбор и обобщение информации, закрепленной в виде текстов. Эти тексты имеют вид официальных документов, регулирующих деятельность органа управления. Отобранные для анализа организационно-распорядительные документы должны показать, какая официальная позиция руководства учреждения по отношению к применению управленческих нововведений, какие формы имеют инновации в данной организации, какими нормами и правилами регламентируется инновационный процесс. Анализ документов дает как количественные, так и качественные сведения о состоянии инновационного климата учреждения.

Наблюдение, в качестве метода диагностики, состоит в том, что в течение определенного периода времени регистрируются все явления, которые каким-либо образом выражают состояние инновационного климата организации. В специально составленном дневнике наблюдения фиксируются такие события, как подготовка письменных (устных) указаний о необходимости внедрения управленческих нововведений, формы участия коллектива в разработке и внедрении новшества, действия руководства учреждения в процессе подготовки и внедрения нововведения. Этот метод не позволяет избежать субъективизма в оценках.

Опрос дает возможность получить картину индивидуальных и групповых мнений служащих по поводу перспектив проведения управленческих инноваций в их учреждении. Опрос может проводиться в форме интервью и анкетирования. В первом случае фиксируются устные ответы респондентов на заданные вопросы. Вопросник для интервью составляется таким образом, чтобы можно было получить однозначное высказывание государственных и муниципальных служащих об их отношении к применению управленческих инноваций. Во втором случае респонденты дают ответы на вопросы специальной анкеты в соответствии с предложенными вариантами ответов. Все полученные в ходе опроса данные обобщаются и представляются в табличной или графической форме.

Наибольшее накопление качественной информации происходит при использовании метода эксперимента, который позволяет адекватно диагностировать состояние управленческой системы. Основным условием проведения организационно-диагностического эксперимента является наличие контрольного объекта. Проведение эксперимента состоит из следующих процедур:

создания экспериментальной ситуации (воздействие на экспериментальный объект);

измерения состояния экспериментального и контрольного объектов, сравнения результатов;

анализа полученных данных, подготовки выводов и рекомендаций.

Другим методом организации управленческих инноваций является интенсификация инновационного процесса. Этот метод решает проблему повышения эффекта нововведения при последовательном снижении издержек, связанных с его разработкой и реализацией. Результаты инновационного процесса будут соответствовать целям организационного развития органов государственного и муниципального управления при условии, что социальные и организационные издержки применения данного нововведения окажутся минимальными. Добиться такого эффекта можно посредством апробации разработанного проекта управленческого нововведения на ограниченном числе компонентов административной деятельности.

Организация управленческих инноваций предполагает создание организационного механизма реализации нововведения. Этот механизм создается опытным путем, потому что самый идеальный проект изменений сопровождается отклонениями. Выявленные отклонения и специфические реакции управленческой системы на внедрение конкретного вида управленческого нововведения образуют основу для корректировки программы организационных изменений в учреждении.

 

Выводы

1. Инновационный менеджмент представляет собой систему из двух подсистем - "материальной", направленной непосредственно на производственно-технологический процесс, и "не материальной", чьим объектом являются сами организационно-управленческие механизмы. "Нематериальная" подсистема инновационного менеджмента является для всей его системы базовой, определяющей, создающей необходимые и достаточные условия для развертывания инновационного процесса.

2. Организация управленческих инноваций - частная технология административной деятельности, обеспечивающая управление организационным развитием органов государственного и муниципального управления. Свойствами таких инноваций являются их качественный характер, целенаправленность, пред

метная новизна. Распространение управленческих инноваций в органах государственного и муниципального управления сталкивается с проблемами объективного и субъективного характера (противоречие старого и нового; сложность, комплексность;

ограниченность развития; высокая формализация деятельности; недостаточная компетенция персонала; низкий уровень интеграции теории и практики).

3. Повысить эффективность подготовки и реализации управленческих нововведений позволяет знание и соблюдение общих принципов (управляемости, актуальности, системности) и технологических принципов их организации (инновационный процесс должен быть согласован с процессом исполнения основных функций организации; требует учета многих аспектов управленческой деятельности; должен быть внутренне согласован; требует заинтересованности и участия руководящего звена организации; предполагает достаточное методическое обеспечение).

4. Базовым условием осуществления функции организации управленческих нововведений является ее организационное закрепление за конкретной группой компетентных служащих - субъектом инноваций, что обеспечивает централизацию распространения последних. К объектам инноваций - подвергаемым целенаправленному изменению компонентам управленческой системы - относятся цели, задачи деятельности, ее структура и технология, персонал органа управления.

5. Организация управленческих инноваций осуществляется посредством специальных методов. Основными методами являются диагностика инновационного климата и интенсификация инновационного процесса. В свою очередь, диагностика проводится с применением методов анализа документов, наблюдения, опроса, эксперимента. Эффективным средством интенсификации инновационного процесса является инновационный эксперимент.

6. Процесс организации управленческих инноваций склады вается из этапов формирования организационной среды внедрения, методического обеспечения нововведения, мониторинга инновационного процесса, включающих ряд конкретных операций.

 

Список литературы

Гительман Л.Д. Преобразующий менеджмент: Лидерам реорганизации и консультантам по управлению. М., 1998.

Мильнер Б.З. Теория организации: Учебник. 2-е изд., перераб. и доп. М., 2000.

Пригожий А.И. Нововведения: стимулы и препятствия: (Социальные проблемы инноватики). М., 1989.

Управленческие нововведения в США: проблемы внедрения / Отв. ред. Ю.А.Ушанов. М., 1986.

Управленческое консультирование / Пер. с англ. / Под ред. М.Кубра. М., 1992. Т.1.

 

 

Тема 12 Системный подход; исследование систем управления и их проектирование.

Системы и их классификация и свойства. Системный подход: принципы, аспекты. Основные понятия системного подхода. Управление с позиции системного подхода. Работа с проблемой. Исследования и их классификация. Методология исследования. Моделирование систем.

Система – множество элементов, находящихся в отношении и связях друг с другом, которое образует определенную целостность и единство, т. е. система включает:

а) элементы системы;

б) взаимоотношения между элементами;

в) подсистемы;

г) структура системы.

Система – объект исследования и управления.

Система – способ исследования процессов и явлений.

Классификация систем Н. Бира: простые, сложные и очень сложные; детерминированные и вероятностные.

Классификация систем Н. Винера: пассивные и активные.

Классификация систем К. Боулдинга: простая статическая – карта земли, простая кибернетическая – механизм часов, …, сложная – социальная организация.

По способу образования системы могут быть – искусственные и естественные; по сущности – космические, биологические, технические, социальные, экономические и др.; по отношению к целевому назначению – целенаправленные и целеустремленные; по наличию центрального ведущего элемента – централизованные и децентрализованные; по размеру – менее 30 элементов, до 350 элементов и более 350 элементов; существуют и другие признаки классификации.

Жизненный цикл системы – возникновение, становление, функционирование, развитие, преобразование, гибель. Адаптация – реакция системы, направленная на приспособление к постоянно изменяющимся условиям окружающей среды. В любой системе есть беспорядок, т. е. различна степень упорядоченности. Энтропия – количественная мера беспорядка в системе. Чем больше энтропия в системе, тем больше разрушений, неопределенности и хаоса в системе. Энтропия связанна с синергетическим подходом, который считают развитием системного подхода. Функциональная суть самоорганизованных процессов – само-, само-, само-, самовоспроизведение порядка в структуре и функционировании системы.

Свойства систем – целостность (принципиальная несводимость свойств системы к сумме свойств составляющих её элементов и невыводимости из свойств системы в целом свойств элементов), сверхаддитивность (следствие возникновения у системы новых качеств как результата интеграции в целое множество подсистем), эмерджентность (примером проявления является описанный А.Смитом принцип «невидимой руки»), единораздельность, иерархичность, структурность (в системе каждый элемент, свойство и отношения зависят от их положения внутри системы), взаимозависимость системы и среды.

Методология исследования – логическая организация управленческой деятельности, состоящая во взаимосвязанном понимании целей, ориентиров, средств и способов их достижения. Компоненты методологии – подход, парадигма, проблема, приоритеты, ориентиры, критерии, альтернативы, процедуры выбора, средства управления.

Принципы системного подхода – целостность (выделение объекта целостным образом), совместимость элементов целого (для социально-экономической системы системообразующим элементом является человек), функционально-структурное строение целого, развитие (учет прошлого, настоящего и возможного будущего), лабилизация функций (изменение общих функций и приобретение новых функций при относительной стабильности состава и структуры системы управления), полифункциональность (функциональная совместимость), итеративность (определенная последовательность операций, использования методов, оценки результатов), вероятностные оценки, вариантность (вытекает из несколько рабочих гипотез, концепций, методов).

Системный подход состоит из следующих аспектов: элементный, структурный, функциональный, интегративный, коммуникативный, исторический.

Работа с проблемой – формулирование проблемы (определение центрального вопроса, контрадикция, финитизация), построение проблемы – стратификация, композиция, локализация, вариантификация), оценка проблемы (кондификация, инвентаризация, когнификация, уподобление, квалификация), обоснование (экспозиция, актуализация, компрометация, демонстрация), обозначение (экспликация, интимизация).

Исследование – вид деятельности, т. е. распознавание проблем и ситуаций, определение их прохождения, выявление их свойств и содержания, нахождение путей и средств решения.

Цель исследования – поиск наиболее эффективных вариантов построения системы управления и организации ее функционирования и развития.

Объект исследования – система управления, предмет – проблемы в организации управления, профессионализме, механизмах мотивации и т. д.

Типология исследований: по цели – практические и научно-практические, по аппарату научного знания – эмпирические и научные, по использованию ресурсов – незначительные по ресурсоемкости и ресурсоемкие, по времени – продолжительные и непродолжительные и др.

Моделирование – разработка моделей, позволяющих принимать объективные решения в ситуациях, слишком сложных для простой причинно-следственной оценки альтернатив.

Процесс построения модели:

1) Постановка задачи – наиболее важный этап.

2) Построение модели – с определением цели, информации, необходимой для построения модели, расходов.

3) Проверка модели на достоверность, т. е. определение степени соответствия модели реальному миру.

4) Применение модели.