Традиции атомизма и непрерывности в естествознании.
В истории изучения природы можно выделить два этапа: донаучный и научный.
Донаучный, или натурфилософский, охватывает период от античности до становления экспериментального естествознания в XVI-ХVII вв. В этот период учения о природе носили чисто натурфилософский характер: наблюдаемые природные явления объяснялись на основе умозрительных философских принципов. Наиболее значимой для последующего развития естественных наук была концепция дискретного строения материи – атомизм, согласно которому все тела состоят из атомов – мельчайших в мире частиц.
Исходными началами в атомизме выступали атомы и пустота. Механическая программа описания природы, впервые выдвинутая в античном атомизме, наиболее полно реализовалась в классической механике, со становления которой начинается научныйэтап изучения природы.
Формирование научных взглядов на строение материи относится к XVI в., когда Г. Галилеембыла заложена основа первой в истории науки физической картины мира – механической. Он не просто обосновал гелиоцентрическую систему Н. Коперникаи открыл закон инерции, а разработал методологию нового способа описания природы – научно-теоретического. Суть его заключалась в том, что выделялись только некоторые физические и геометрические характеристики, которые становились предметом научного исследования.
В рамках механической картины мира, разработанной И. Ньютоном и его последователями, сложилась дискретная (корпускулярная) модель реальности. Материя рассматривалась как вещественная субстанция, состоящая из отдельных частиц – атомов или корпускул. Атомы очень прочны, неделимы, непроницаемы, характеризуются наличием массы и веса.
В основу механической картины мира был положен ряд принципов. Во-первых, мир в этой картине строился по законам механики Ньютона, применимой к любым телам, мелким и крупным. Во-вторых, неявно допускалось, что между объектами микро- и макромира нет принципиальной разницы. В-третьих, предполагалось, что какое-то развитие, качественное изменение в природе отсутствует. В-четвертых, все причинно – следственные связи считались однозначными, предопределенными.
К началу XX века многим физикам стало ясно, что реальная природа не может быть всесторонне описана в рамках односторонних либо механической, либо электродинамической картин мира. Необходимо было выдвинуть принципиально новые идеи, которые позволили бы объединить две системы столь противоположных взглядов на природу в некой общей теории. Важную роль в подготовке новых идей сыграл А. Пуанкаре, первым высказавший идею относительности всех явлений природы. На заключительном этапе решающий вклад в создание целостной теории внес А. Эйнштейн, сформулировавший в 1905г. фундаментальную теорию релятивистской классической физики.
В рамках этой теории материя существует в двух видах: дискретного вещества и непрерывного поля.
1.Вещество и поле различаются как корпускулярные и волновые сущности: вещество дискретно и состоит из атомов, а поле непрерывно.
2.Вещество и поле различаются по своим физическим характеристикам: частицы вещества обладают массой покоя, а поле – нет.
3.Вещество и поле различаются по степени проницаемости: вещество мало проницаемо, а поле, наоборот, полностью проницаемо.
4.Скорость распространения поля равна скорости света, а скорость движения частиц вещества меньше ее на много порядков.
Наконец, в этой теории было достигнуто объективное описание природы, а свойства пространства и времени удалось связать со свойствами материи. Установленные в ней законы природы не зависят от выбора системы отсчета, а движение материальных объектов происходит в целостном пространстве – времени.