Трансдисциплинарная идея моделирования природы.

Естествознание как трансдисциплинарная область научного знания.

Методы теории подобия и размерностей. Трансдисциплинарные идеи в естествознании. Трансдисциплинарная идея единства объекта и его окружения. Трансдисциплинарная идея пространственно-временных отношений в природе. Трансдисциплинарная идея экспериментальной достоверности. Роль трансдисциплинарных идей в целостном понимании природы.

Лекция №2

Познавательный процесс в науке имеет явные или неявные цели: это удовлетворение собственного интереса исследователя к проблеме и плановое выполнение определенного заказа.

Достижение какой-либо цели связано с понятием “методология”. Методология — это система руководящих идей и способов деятельности человека. В естествознании методология формируется под воздействием накопленного опыта познания природы и его осмысления.

Помимо методологических связей существуют так же междисциплинарные отношения, под которыми понимают проявления закономерностей одной науки в рамках другой науки.

В то же время существуют «внеграничные идеи», глобально проявляющие себя во всех естественных науках, ко­торые можно назвать трансдисциплинарными. Трансдисциплинарность(от лат. транс — сквозь, через) означает более высокий уровень универсальности по сравнению с междис­циплинарными отношениями, о которых принято говорить как о признаке единства естественнонаучного знания. Особенностью трансдисциплинарных идей является то, что они в равной степени справедливы и в классической, и в неклассической версиях естественнонаучной картины мира. Трансдисциплинарные идеи по-своему проявляются в каждой естественной науке, но имеют универсальный характер для всего естествознания.

Сравнивая предметы исследования отдельных естественных наук, можно обнаружить, что некоторые науки изучают сущностные основания природы, а другие — более частные и специфические вопросы. По этому признаку уже сами естественные науки подразделяются на фундаментальныеи прикладные.

Деление наук по предметам изучения возникло сравнительно недавно. В древности вообще существовала единая наука о природе. Она называлась натуральной философией.

Любой процесс познания сопровождается созданием мысленного образа, который является реакцией на восприятие объекта. Эта форма называется моделирование(т.е. мысленное построение моделей).

Научные модели подразделяются на несколько типов. Среди них — описательные (это теоретические конструкции, например, типа планетарной модели атома, когда его упо­добляют системе движущихся небесных тел), абстрактные (это обобщенные понятия типа «атом» или «молекула») и математические (в виде уравнений, описывающих динамику поведения объекта).

Некоторые модели объектов природы столь реалистичны, что они часто замещают в нашем сознании образы исходных объектов. Это называется онтологизацией моделей, то есть отождествление результатов научного знания о природе с самой природой.

Итак, из сказанного видно, что идея моделирования как способа описания природы, требует различать природу, называемую объективной реальностью,и систему научного знания о ней, образующую естественнонаучную реальность.

Познание природы состоит не в установлении присущих ей абсолютных законов, а в построении адекватных научных моделей. Можно придти к выводу о том, что естественнонаучная картина мира — это наиболее обобщенная и глобальная целостная модель природы, в рамках которой нам известны наиболее важные отношения между природными объектами, описываемые через фундаментальные и частные модели.

На вопрос о числе моделей, необходимых для описания природы, нет однозначного ответа. Их количество будет увеличиваться по мере проникновения в глубины природы. Обратная, сторона этого утверждения состоит в том, что когда моделей становится достаточно много, начинается поиск того общего, что их объединяет.