Историко-ситуационная типология организации.

Основные предпосылки анализа организации.

Генри Минсберг как представитель ситуационного подхода.

Сейчас ему 60 с небольшим. Он ученый (Монреаль, Канада) и руководитель факультета. Основные работы в период с 70 по 90 годы. Вначале его идеи мир считает еретическими, а затем гениальными. Он противостоит MBI – это совсем не то что надо. Предложил программу: пять двух недельных модулей, каждая из которых проходит в другой стране. Она сочетает в себе теорию и практику + отчет в конце каждой недели.

Основные книги:

1. природа менеджмента

2. стратегический процесс

3. структура в кулаке.

Есть три подхода к анализу организации:

· « Единственно верный подход». С точки зрения такого подхода, который сформировался в начале 20 века, в организации есть 2 структуры: правильная и ошибочная. Речь идет «классической» школе.

· «Все зависит от …» или ситуационный подход. Структура отражает условия деятельности организации, скажем ее размер, технологию или степень сложности влияния внешней среды (Вудворд, Лоуренс, Лорш).

· «Собираем все вместе» или конфигурационный подход. Разрабатывается факультетом возглавляемым Минсбергом. Положение: эффективность организации определяется не отдельными признаками структуры, а тем насколько они взаимосвязаны. Все свойства организации должны объединяться на логической структуре.

 

Базисные части организации:

1. Операционное ядро - Люди, которые производят продукцию или оказывают услуги.

2. Стратегический апекс (вершина) - Человек, который руководит организацией

3. Серединная линия - Те менеджеры, которые управляют не только операционным ядром но и другими менеджерами. Все среднее звено управления.

4. Техноструктура - Те, кто выполняют административные или штабные функции. Главная их задача: стандартизировать труд других. Это инженеры по организации производства, специалисты по долгосрочному планированию, по подбору кадров.

5. Вспомогательный персонал – те, кто обеспечивает работу операционного ядра и оказывает различные внутренние услуги (копировальная служба ВШЭ). Юридический отдел, PR отдел.

Основные механизмы координации.

Взаимная подгонка.

2 оператора договариваются между собой. Это происходит в самых сложных случаях, например, когда никто не знает какой должен быть результат. Это способ координации простыми неформальными коммуникациями.

Прямой надзор.

Человек из руководителей отдает прямые указания 2 другим.

Стандартизация процессов труда

Такая стандартизация осуществляется, как правило, техноструктурой.

Стандартизация выпуска
описывается не процесс, а результат, который должны получить

Стандартизация навыков и знаний.

Касается самого работника и происходит от вне организационного обучения, получения специализированных навыков и знаний, то есть человек получает определенный набор навыков и знаний и использует их в своей деятельности (операции на сердце).

 

Типы децентрализации.

· Горизонтальная централизация. Вся власть в стратегической вершине.

· Вертикальная децентрализация. Стратегическая вершина делится властью с техноструктурой, которая стандартизирует все виды работ организации.

· Ограниченная вертикальная децентрализация. Руководители отделов принимают основные решения в организации, то есть стратегическая вершина делится властью с серединной линией.

· Вертикальная и горизонтальная децентрализации. Права по принятию решений разделены между руководителями отделов и частично переданы вниз по иерархии.

· Селективная децентрализация. Права по принятию решений разделены между разными частями организации.

Основные типы конфигураций или структур в организации.