Национальная идея: определение и значение.
Тот или иной народ в масштабе исторического времени должен духовно самоиденфицироваться, решить духовную или практическую задачу, под которой понимается национальная идея. Обычно сущность этой задачи осознается как цель, как предел национальных стремлений. Она культивируется в основном образованным слоем, но в той или иной мере разделяется всем народом, срастается с этической психологией и образует особый тип национальной духовности. Глубина осмысления национальной идеи зависит от множества внешних и внутренних факторов, чем и объясняется разнобой в ее исторических интерпретациях, но здесь важно подчеркнуть, что во всем многообразии ее конкретных редакций сохраняется некое смысловое ядро и менталитет народа, его основные ментальные черты.
Необходимо различать понятия «национальная идея» и «государственная идея». Национальную идею следует рассматривать как цель, поставленную Богом перед данным народом, как тот вклад, который в соответствии с божественным планом данный народ должен внести в мировое развитие.
Государственная идея - это совокупность политических, юридических, социальных и экономических принципов, на которых основывается государство, где проживает данный народ. Оптимальной государственной идеей будет такая, которая в наилучшей степени способствует реализации цели, заданной в национальной идее.
Если исходить из религиозного, мистического характера национальной идеи (как установленной для народа самим Богом), то из этого вытекает, что основная суть национальной идеи заключается в ее объективности. То есть она существует независимо от желаний, умонастроений и воли данного народа. В соответствии с такой трактовкой национальная идея - это своего рода предустановленная, заранее заданная свыше программа, существующая как объективный фактор, как некая потенция, реализация которой зависит от промысла Божьего и свободной воли народа. Отсюда следует, что национальную идею невозможно выдумать, разработать, она существует с момента возникновения данного народа и на протяжении всего его исторического существования. Разработать можно только государственную идею. Национальная идея неизменна. Государственная же претерпевает изменения в зависимости от конкретных обстоятельств, исторических катаклизмов, переворотов, войн, революций и т.д.
Таким образом, если национальная идея является целью существования того или иного народа, то оптимальную, "правильную" государственную идею следует рассматривать в качестве средства достижения данной цели.
Национальная идея может выражаться в разных жанрах – от исторических трактатов и государственных конституций до кратких политических лозунгов и народных поговорок. Однако в ее составе всегда необходимо присутствуют два момента: некоторая мировоззренческая схема и место нации в этой схеме, определяющее смысл и судьбу ее исторического существования.
Мировоззренческая схема в национальной идее всегда выражает сверхрациональное, усвоенное нацией на протяжении всего ее исторического существования представление о смысле всего сущего вообще, о мировых закономерностях, о Логосе, правящем миром, и о месте данной нации в этом упорядоченном мировом Космосе. Тем самым национальная идея имеет всегда природу веры, религиозную природу. Только подобная природа национальной идеи позволяет ей служить освящающим, укрепляющим и направляющим началом, ведущим народ через все перипетии его исторического существования.
Специалисты сформулировали несколько требований к содержанию национальной идеи в современных условиях.
Во-первых, национальная идея должна быть естественной, органичной для нации, не чуждой ей, не измышленной, не навязанной какими угодно силами, но вытекающей из реального бытия нации. В содержании национальной идеи обязательно должно присутствовать будущее — то ли в форме желаемого идеала, то ли в форме национальной мечты, то ли в качестве экономического и социально-политического проекта. Можно говорить о присутствии в составе национальной идеи не только настоящего нации, но и ее прошлого и ее будущего.
Во-вторых, национальная идея должна, условно говоря, состоять из двух блоков: один — содержащий стабильное, устойчивое, неизменное видение сути национальной идеи, а другой — способный к развитию, к изменению, к наполнению исторически новым содержанием. Именно так национальная идея «размыкается» на будущее.
К этому соображению примыкает и следующее: концептуально национальная идея должна быть достаточно четко сформулированной, ясной, емкой, даже афористичной. И вместе с тем национальная идея не может не быть символичной, реализующей сплоченность народа вокруг глубинных для этого народа символов. Символический аспект национальной идеи делает ее несколько неопределенной, способной вместить в себя новое, актуальное содержание, так как символы обладают способностью наполняться новыми проблемами и новыми ответами на них.
В-третьих, в полиэтнических обществах, национальная идея не может быть идеей какого-либо одного этноса. Но национальную идею нельзя сконструировать и из совокупности национальных идей множества этносов. Национальная идея с самого начала должна быть общенациональной. Но здесь-то и кроется самая значительная проблема: как сформулировать общенациональную идею, не сводимую ни к национальной идее отдельных этносов, ни к сумме их национальных идей. Ответом может быть понимание того обстоятельства, что национальная идея в идеальной форме повторяет процесс формирования единой нации.
Сложность формулирования национальной идеи в конечном итоге заключается именно в необходимости одновременного синтеза возможностей, чаяний и надежд всех этнических групп и превращения этого широкого спектра идей в единую общенациональную идею. Национальную идею трудно сформулировать и для мононационального общества, тем более сложнее решить эту задачу для полиэтнического общества.
В-четвертых, национальная идея, обладая предельно специфическим национальным содержанием, что выделяет ее из совокупного бытия человечества (по национальной идее другие узнают сущность именно этой нации), одновременно как раз этой спецификой вписывается в мировое сообщество, заявляет о себе как о полноправном члене этого сообщества. То есть национальная идея должна работать не на изоляцию государства, замыкающегося на своей национальной идее, но на глубокую интеграцию его в современный мир.
И последнее. Национальная идея, наряду с некоторой идеальностью, с выраженной в ней надеждой и даже элементом мечты, должна быть сугубо практичной, способной к порождению из нее стратегии, тактики и реальных практических механизмов функционирования от уровня государства, общества, до уровня отдельной личности, каждого человека. Это должна быть идея, которую не только принимает и государство, и каждый человек, но которую каждодневно осуществляет как государство со всеми своими возможностями и инструментами, так и человек в своем горизонте бытия.
Национальная идея получает тем самым возможность быть идеологией национальной политики (а более широко — всей жизни общества) и внутри страны, и во вне ее.
Кроме того, выделяют критерии качества национальной идеи:
1. объединять нацию к единой цели;
2. сохранять и преумножать силы нации;
3. отражать интересы не «сиюминутного» человека, а «среднежизненного», с рождения до смерти;
4. указать личную созидательную и парадокс, «горизонтную» цель - достижимую и недостижимую одновременно;
5. поднимать Дух Нации;
6. быть выгодной каждому человеку и любой власти;
7. быть выгодной и человеку и обществу;
8. входить в состав пирамиды - символ / национальная идея/ программа / идеология / культура / общество;
9. не содержать заведомой лжи;
10. звать к общим (общечеловеческим) ценностям, но не отнимая их у других;
11. не зависеть от власти, врагов и от других;
12. быть краткой;
13. быть на монете, в газете, в песне;
14. принадлежать предкам;
15. быть премией и медалью;
16. быть работоспособной;
17. иметь зарубежные аналоги, но быть лучше их;
18. быть гражданской и воинской присягой;
19. быть понятной ребёнку;
20. активизировать и мобилизовывать;
21. быть содержательной и умной;
22. не пугать соседей агрессивностью, национализмом, религиозной нетерпимостью;
23. соответствовать законам развития;
24. пропагандироваться;
25. звать к спортивным победам и правильному образу жизни;
26. назвать победимого «врага»;
27. не допускать различные толкования;
28. не быть невыгодной большой группе людей;
29. не противопоставлять друг другу группы людей;
30. быть приемлемой для власти;
31. быть для нации, а не для власти.
Национальная идея российского народа– это национальная идея всех людей, живущих на территории России, независимо от этнической принадлежности.
Национальная идея русского народа – это национальная идея всех русских людей, независимо от страны проживания.
Народ равен каждому своему человеку, каждый человек равен своему народу. Функция национальной идеи – объединить всех россиян в российскую нацию, определить для всего мира лицо, устремления и дела российской нации, выразив то, чего стремится достичь российский народ в обозримом будущем.
Формулировка национальной идеи российского государства менялась на протяжении всей истории его существования. Изучение эволюции национальной идеи представляется самостоятельной задачей. В настоящее время в нашем государстве нет национальной идеи. Но работа над ее формулировкой идет. Выдвигаются самые различные варианты, приведем лишь некоторые из них.
· Православие и народность.
· Единение народов России в целях ее возрождения как великой державы.
· Россия - правовое государство.
· «Я САМ» - ориентация людей на самого лучшего, надежного и ближайшего помощника в жизни, на себя.
· «Родовые поместья» - преобразование страны через преобразование собственного образа жизни на собственном участке земли.
· Гражданское общество как национальная идея.
· Рыночная экономика. Демократические свободы. Права человека.
· Прогресс. Свобода. Демократия.
· Рост качества жизни – сплочение народов – патриотизм.
· Здоровье. Единение. Милосердие.
· Вера. Правовое государство. Гражданин.
· Успешная семья, Полноправная Мать – Земля, Рачительное государство.
· Строительство дорог и жилья.
· Два Рима пали, третий – Москва, а четвертому не бывать – объединение городов вокруг Москвы, мистическое обоснование единства русской нации.
Каждая из этих идей имеет своих сторонников и противников. Но, не смотря на разнообразие вариантов, национальная идея России по-прежнему не имеет современной формулировки.
Отсутствие национальной идеи – это духовный кризис общества, характеризующийся разрывом единого пространства, утратой единства мнений базовых социальных ценностей, понижением уровня национальной самооценки. Не удивительно, что в таких условиях весьма распространено мнение о том, что у России нет и не может быть национальной идеи в силу ее многонациональности, распространения разных вероисповеданий, незаинтересованности власти и других факторов.
Но, тем не менее, на наш взгляд, для современной России крайне важно отчетливо сформулировать свою национальную идею. От этого будет зависеть ее способность решать социальные, экономические, политические проблемы. Однако зарождение новой национальной идеи – это постепенный, длительный, целенаправленный процесс, который не терпит поспешных решений и выводов.