Менталитет как культурно-исторический код цивилизации.

ТЕМА 10. МЕНТАЛИТЕТ И ИДЕОЛОГИЯ

 

Некоторые исследователи считают, что проблема менталитета становится главным, определяющим фактором развития современного и будущего человечества, так как каждый народ имеет свой образ мышления, общую духовную настроенность, связанную с этическими особенностями его развития. Между тем, однозначного представления о сущности понятий «менталитет» и «ментальность» не сложилось. Часто эти термины употребляются как синонимы. Но нам верным представляется подход, который соотносит ментальность и менталитет как часть и целое, частное и общее.

Выделим характеристики, объединяющие эти два понятия. Во-первых, менталитет и ментальность относятся к сфере коллективной психологии, во-вторых, менталитет и ментальность относятся к сфере психологии этноса, в-третьих, ментальность является упрощенной формой менталитета. Исходя из этого, можно предположить, что этническая ментальность – это первая ступень формирования национального менталитета; если национальный менталитет – это мировоззрение, то этническая ментальность – это мироощущение, национальный менталитет – атрибут нации, этническая ментальность – атрибут народности, которая еще не прошла все ступени развития, позволяющей ей стать нацией (см. рис. 10.1).

Рис. 10.1. Соотношение понятий «менталитет» и «ментальность».

Этническая общность в Большой советской энциклопедии определяется как исторически сложившаяся устойчивая группировка людей – племя, народность, нация.

Нация есть исторически сложившаяся устойчивая общность людей, возникшая на базе общности языка, общности территории, общности экономической жизни и общности психического склада, проявляющегося в общности специфических особенностей национальной культуры.

Народность – исторически сложившаяся языковая, территориальная, экономическая и культурная общность людей, предшествующая нации.

Менталитет – сложное, многогранное проявление психической деятельности социальных индивидов, включающей как сознательное, так и бессознательное, специфическое соотношение между рациональным и эмоциональным в совершении их действий, а также между особенностью мышления национально-этнической группы по отношению к общности в целом, между стремлениями к инновациям и сохранению культурного потенциала прошлого.

Базовыми характеристиками менталитета выступают его коллективность, неосознанность, устойчивость.

Ментальность - совокупность социально-психологических установок, автоматизмов и привычек сознания, формирующих способы видения мира и представления людей, принадлежащих к той или иной социально-культурной общности.

Национальный менталитет как система устойчивых к изменению взаимосвязанных образов, оказывающих значимое влияние на конфигурацию других компонентов национального психического склада, является ядром национального мировоззрения.

Мировоззрение, в свою очередь, определяется как система взглядов человека на мир в целом, на свое ме­сто в этом мире, чем человек руководствуется в своей де­ятельности и поведении. В основе системы мировоззрения всегда лежит совокупность убеждений.

Убеждения — осознанные мотивы лич­ности, побуждающие ее действовать в соответствии со своими ценностными ориентациями и идеалами. Ценностные ориентации и идеалы личности лежат в осно­ве убеждений личности.

Исследователи выделяют следующие типы ментальностей: индивидуальная, групповая, национальная, цивилизационная ментальность.

Менталитет формируется естественным путем в ходе длительного исторического развития данного этноса и определяет национальный характер, национальную модель экономического и социального поведения, а ментальные конструкции являются стрежневыми особенностями различных культур, позволяющими так или иначе типологизировать эти культуры. Наличие устойчивых особенностей национального менталитета не означает, однако, что он представляет собой некую неподвижную метафизическую сущность. На самом деле, национальный менталитет меняется, хотя и очень медленно. Механизм этого изменения носит весьма специфический характер: он осуществляется не путем «перестройки», а посредством наслаивания поверх древних архетипов все новых и новых смысловых платов. Причем, появление каждого нового пласта следует рассматривать не как простое «добавление», но как изменение всего контекста смысловой репрезентации социальной реальности. Многие исследователи справедливо отмечают передачу ментальных конструкций от поколения к поколению в генотипе.

Менталитет формируется в результате воздействия на человека внешнего мира. Основными факторами, определяющими тип менталитета являются: литература и кино, биологические факторы, менталитет родителей, воздействие со стороны отдельных «сильных личностей», СМИ, школа, иные формы искусства.

Необходимо выяснить причины, которые, с одной стороны, формируют данный менталитет, а с другой поддерживают и видоизменяют его. Сюда следует отнести три главные причины: расово-этнические качества общности, естественно-географические условия ее существования, а также устойчивые результаты взаимодействия данной общности и условий ее проживания. Попытаемся более конкретно очертить существо и роль этих причин.

Первая система причин – расово-этнические качества общности, то есть природные качества самого субъекта менталитета: численность, возраст, темперамент, этническая монолитность данной общности, психофизические признаки.

Другая система причин – естественно-географические условия проживания данной общности: размер территории, климат, ландшафт, тип почв, богатство недр, животного и растительного мира и т.д.

Третья система причин, воздействующих на менталитет, – причины, коренящиеся в устойчивых результатах многовекового взаимодействия данной общности и условий ее проживания. Именно на этой основе складываются устойчивые социально-экономические способы и типы жизнедеятельности (коллективистско-общинный или индивидуалистический, кочевой или оседлый образ жизни, типы цивилизаций и т.п.).

Национальный менталитет – это система национальных образов, которая является той призмой, сквозь которую человек смотрит на мир, но сама эта система имеет свою собственную структуру и выделение этой структуры – важнейшая задача, способствующая исследованию национального менталитета.

В зарубежной литературе выделяют три структурных компонента ментальности: эмоциональный (эмотивный), когнитивный (вербальный), поведенческий (конативный). Эмоциональный компонент включает: 1) эмоциональные состояния, предшествующие организации вербального и поведенческого компонентов; 2) переживания, связанные с наиболее важными вербальными элементами. Вербальный компонент состоит из знания об объектах и ситуациях жизнедеятельности, являющихся результатом приобретения индивидуального жизненного опыта, то есть процессов обучения. Поведенческий компонент служит импульсом актуализации элементарных фиксированных установок, ценностных ориентаций, этнических ценностей.

Отечественные исследователи (И. В. Мостовая и А. П. Скорик) во внутренней структуре менталитета выделяют четыре уровня.

 

Таблица 10.1. Внутренняя структура менталитета.

1) партикулярная культура 2) “духовная самость”
3) социальный отклик 4) метасоциальный уровень

 

1) Партикулярный уровень или бессознательное отражает общие тенденции частной жизни и во многом обуславливает формирование личности и ее социальных ролей, а также характер взаимоотношений с другими индивидами. Это привычные бытовые отношения, ритуалы, социальные нормы, ценности, оценки - словом, отчасти нерефлексируемый мир социальных взаимодействий.

2) “Духовная самость” - культура конкретной социальной общности, ее специфика, адаптивные способности. Все это осуществляется на рефлексивном уровне.

3) Социальный отклик - это реакция общности или индивида на политику, государственную власть, реформы и т.п.

4) Метасоциальный уровень - это этнокультурная ориентация вовне с параллельным обращением внутрь себя (например, национальная идея, которая имеет большое последействие).

Как видим, данная предложенная структура менталитета во многом перекликается с предложенной выше классификацией ментальностей. Предлагаются и другие классификации, характеризующие содержательную сторону менталитета: материальные факторы быта, поведенческие стереотипы, эмоциональное и художественное восприятие мира, лингвистические факторы, рациональное восприятие мира, мировоззренческие факторы, общественные настроения (политические, религиозные и т.п.).

Таким образом, мы видим, что в понятие “менталитет” включены как элементы обыденного сознания, так и теоретического сознания.

Одним из первых в рамках психологии к проблеме структуры менталитета подошел И. Г. Дубов. Он отмечает, что содержание менталитета, как это вытекает из самой этимологии слова, заключается в когнитивной сфере и определяется, прежде всего, теми знаниями, которыми владеет изучаемая общность. Совместно с верованиями знания составляют представления об окружающем мире, которые являются базой менталитета, задавая вкупе с доминирующими потребностями и архетипами коллективного бессознательного иерархию ценностей, характеризующую данную общность. В структуре имеющихся знаний следует, прежде всего, выделить перцептивные и когнитивные эталоны (а применительно к общественным отношениям — социальные нормы), играющие важную роль в регуляции поведения и наряду с ценностями, характеризующие менталитет данной культуры.

В единственной докторской диссертации по психологии, посвященной проблемам менталитета проф. В. М. Бызова отмечает: «В основе менталитета, этноса, по мнению философов, лежит идея, составляющая духовный идеал, который цементирует народ в нечто единое, пронизывающее всю систему воспитания детей, подростков и взрослых. Под менталитетом понимают также систему значений и смыслов в культуре народа, рассматривают менталитет как призму, через которую человек смотрит на мир».

Итак, если подвести итог, в основе менталитета лежат образы, знания и верования, сливающиеся в представления о мире или «национальную (этническую) картину мира», которые вкупе с доминирующими потребностями и архетипами создают иерархию ценностей, идеалов, эталонов, «кодексы поведения». Попытаемся выделить эти идеалы, эталоны. Менталитет как компонент психического склада нации должен нести в своей структуре наиболее яркие и показательные, интегральные структурные элементы. В этих компонентах должны отразиться устремления всей или, по крайне мере, большинства членов нации. Существует модель национального менталитета, согласно которой менталитет раскрывается в двух взаимосвязанных структурных элементах: национальная идея, национальный прототип (рис. 10.2).

Рис. 10.2. Структура национального менталитета.

Национальная идея– это образ идеального национального общества. В структуру этого образа включены, с одной стороны, представления о национальном обществе, которое в национальном сознании представляется идеалом, с другой – представления о позиционировании этого национального общества в общемировой системе. Часто по национальной идее можно судить обо всем национальном менталитете в целом, она может быть осознанной или неосознанной данным народом, но она обязательно присутствует в глубинах национального духа, дожидаясь того удобного момента, когда настанут реальные условия для попытки ее воплощения.

Национальный прототип или образ положительного национального героя – характеристика, показывающая личные устремления большинства членов нации. Казалось бы, национальный герой у каждой нации одинаков, однако, это не так, например, национальным героем в США считается человек, сумевший сделать карьеру и подняться с низов на самый верх, открыть свое мелкое дело, а затем, благодаря индивидуальным качествам, стать крупным бизнесменом. В то же время, национальным героем у русских считается тот, кто смог все свои способности употребить на благо всему обществу, смог в критический момент спасти его от катастрофы – полководцы, великие государственные деятели, герои труда и т. д., люди, подобные американскому национальному герою, вызывают подозрение, зависть, а часто и ненависть.

Национальный прототип представлен в национальном менталитете не как конкретная личность, а как квазиличность — личность, не связанная с конкретным, реально существующим инди­видом, но, тем не менее, представленная в сознании других людей наподобие реальной личности, благодаря процессу персонализаци. Эта квазиличность включен­а в социум и оказывает влияние на другие личности не меньшее, а иногда и большее, чем реально существующие люди: им под­ражают, с ними связывают свои идеалы, о них создают произведения искусства, на их примере могут воспитываться целые поко­ления.

Следует отметить еще два важных обстоятельства. Во-первых, помимо положительных образов менталитет содержит и отрицательные образы, т. е. в менталитете четко представлено не только «что такое хорошо», но так же и «что такое плохо». Во-вторых, образы идеального общества и национального прототипа – это не только идеальные цели, на которые ориентируются большинство членов нации, но и представления о деятельности и способах достижения этих целей.

Из приведенной выше структуры менталитета видно, что, по сути, первая структурная единица менталитета отображает взгляд большинства членов нации на то, каким должен быть окружающий мир, а вторая структурная единица – взгляд на то, каким должен быть человек. Такое построение модели национального менталитета было бы вполне логичным и исчерпывающим, ведь, по сути, национальный менталитет – это национальный образ мира, а образ мира в психологии определяется как «целостная, многоуровневая система представлений человека о мире, других людях, о себе и своей деятельности».

Рассмотрим свойства менталитета.

1. Менталитет включает в себя мышление.

2. Менталитет не рационален, он эмоционален, и он направляет действия человека в определенное русло.

3. Менталитет означает нечто общее, лежащее в основе сознательного и бессознательного, логического и эмоционального, т.е. глубинный и потому трудно фиксируемый источник мышления, идеологии и веры, чувства и эмоций.

4. Нормы поведения являются также одной из сторон менталитета.

Если обобщить вышесказанное, можно сказать, что менталитет – это глубинные структуры культуры, исторически и социально укорененные в сознании и поведении многих поколений людей, а потому – при всей своей относительной исторической изменчивости – в своих основах постоянные, стабильные, а потому представляющие наиболее общее содержание, объединяющее в себе различные исторические эпохи в развитии национальной истории и культуры.