Многоуровневость внешней среды.

Изучение внешней среды организации должно с необходимостью включать в себя, по меньшей мере, три основных составляющих.

1. Изучение структуры внешней среды. Внешняя среда неоднородна и сложна по своему составу, ее структурные единицы по-разному ориентированы в отношении конкретной организации и обладают различными характеристиками, которые определяют потенциальные возможности отдельных составляющих внешней среды.

2. Выделение системы связей с внешней средой и системы связей внутри внешней среды.

3. Оценка и определение приоритетных структурных единиц и наиболее важных связей во внешней среде. Это позволяет вырабатывать достаточно обоснованные стратегии действий в отношении ее рыночных и институциональных компонентов.

Внешняя среда ограничивается в зависимости от целей организации и в свою очередь может быть расчленена на три внешние системы.

1. Общество – широкая система человеческих взаимоотношений.

2. Экономику – часть общественной системы, деятельность которой направлена на создание рабочих мест, изготовление и распределение товаров и услуг.

3. Экосистему – природная среда обитания, которая является органическим продуктом эволюции природы.

При этом организация является подсистемой экономики, экономика – подсистемой общества, а общество – это подсистема экологической системы.

Для эффективного анализа внешней среды необходимо использовать методику комплексного исследования данной проблемы, включающую логическую последовательность процедур, представленных на рис. 7.2.

 
 

 

 


Внешнюю среду по отношению к организации можно рассматривать как два вида приложения сил.

1. Сpeдa пpямoгo вoздeйcтвия включaeт фaктopы, кoтopыe нeпocpeдcтвeннo влияют нa дeятeльнocть opгaнизaции. К ним oтнocят пocтaвщикoв, aкциoнepoв, тpyдoвыe pecypcы, зaкoны и yчpeждeния гocyдapcтвeннoгo peгyлиpoвaния, пpoфcoюзы, пoтpeбитeлeй и кoнкypeнтoв.

Поставщики (трудовых и информационных ресурсов, материалов, энергии, капитала)

 

Рис. 7.3. Элементы среды прямого воздействия.

Поставщики осуществляют поставки материалов, оборудования, энергии, капитала и рабочей силы. От качества работы поставщиков зависит жизнеспособность многих организаций.

Законы и государственные органы влияют на организацию, так как каждая организация имеет определенный правовой статус. Деятельность организации подпадает под множество правовых ограничений, которые устанавливает государство через законы, как государственных органов власти, так и органов местного управления.

Потребители. Существование организации зависит от ее способности находить потребителя результатов ее деятельности и удовлетворять его запросы. Необходимость удовлетворения потребностей покупателей влияет на взаимодействия организации с поставщиками материалов и трудовых ресурсов. Воздействие потребителей на внутренние переменные структуры зачастую значительно. Многие организации ориентируют свои структуры на крупные группы потребителей, от которых они в наибольшей мере зависят.

Конкуренты - это внешний фактор, влияние которого невозможно оспаривать. Руководство каждого предприятия четко понимает, что если не удовлетворять нужды потребителей также эффективно, как это делают конкуренты, предприятию долго не продержаться на плаву. Во многих случаях не потребители, а как раз конкуренты определяют, какого рода результаты деятельности можно продать и какую цену можно запросить. От реакции на конкуренцию зависят такие внутренние факторы, как условия работы, оплата труда и характер отношений руководителей с подчиненными.

2. Сpeда кocвeннoгo вoздeйcтвия. Пoд этим пoнимaют фaктopы, кoтopыe мoгyт нe oкaзывaть пpямoгo нeмeдлeннoгo вoздeйcтвия нa opгaнизaцию, нo cкaзывaютcя нa ee фyнкциoниpoвaнии: cocтoяниe экoнoмики, нayчнo-тexничecкий пpoгpecc, coциoкyльтypныe и пoлитичecкиe измeнeния, влияниe гpyппoвыx интepecoв и cyщecтвeнныe для opгaнизaции coбытия в дpyгиx cтpaнax.

Факторы среды косвенного воздействия обычно не влияют на операции организации также заметно, как факторы среды прямого воздействия. Тем не менее руководству необходимо учитывать их. Среда косвенного воздействия обычно сложнее, чем среда прямого воздействия. Руководство зачастую вынуждено опираться на предположения о такой среде, основываясь на неполной информации в попытках спрогнозировать возможные последствия для организации.

Рис.7.4. Элементы среды косвенного воздействия.

 

Технология является одновременно внутренней переменной и внешним фактором большого значения. Технологические нововведения влияют на эффективность, с которой продукты можно изготавливать и продавать, на скорость устаревания продукта, на то, как можно собирать, хранить и распределять информацию, а также на то, какого рода услуги и новые продукты ожидают потребители от организации. Очевидно, что организации, имеющие дело непосредственно с технологией высокого уровня, наукоемкие предприятия, должны быть в состоянии быстро реагировать на новые разработки и сами предлагать нововведения. Однако сегодня, чтобы сохранить конкурентоспособность, все организации вынуждены идти в ногу, по крайней мере, с теми разработками, от которых зависит эффективность их деятельности.

Состояние экономики. Менеджер должен уметь оценивать, как скажутся на операциях организации общие изменения состояния экономики. Состояние мировой экономики влияет на стоимость всех вводимых ресурсов и способность потребителей покупать определенные товары и услуги. Важно понимать, что то или иное конкретное изменение состояния экономики может оказать положительное воздействие на одни и отрицательное на другие организации.

Социокультурные факторы. Любая организация функционирует по меньшей мере в одной культурной среде. Поэтому социокультурные факторы, в числе которых преобладают установки, жизненные ценности и традиции влияют на организацию. Эти установки становятся особенно важными для менеджеров применительно к их существующей функции – мотивации людей с учетом целей организации. Социокультурные факторы влияют также на продукцию или услуги, являющиеся результатом деятельности компании. Результатом социокультурного воздействия на организации стало растущее внимание к социальной ответственности.

Политические факторы. Некоторые аспекты политической обстановки представляют для руководителей особое значение. Один из них – настроение администрации, законодательных органов и судов в отношении бизнеса. Тесно увязанные с социокультурными тенденциями, в демократическом обществе эти настроения влияют на такие действия правительства, как налогообложение доходов корпорации, установление налоговых льгот и льготных торговых пошлин, требования в отношении практики найма и продвижения представителей национальных меньшинств, законодательство по защите потребителей, стандарты на безопасность, стандарты на чистоту окружающей среды, контроль цен и заработной платы, соотношении силы трудящихся и управляющих фирмой. Другой элемент политической обстановки – это группы особых интересов и лоббисты. Большое значение для компании, ведущих операции или имеющих рынки сбыта в других странах, имеет фактор политической стабильности.

Отношения с местным населением. Почти для всех организаций преобладающее отношение к ней местной общественности, в которой та или иная организация функционирует, имеет первостепенное значение как фактор среды косвенного воздействия, если не говорить о факторе действий федеральных властей. Почти в каждой общности существуют конкретные законы и установки по отношению к бизнесу, определяющие, где можно развернуть деятельность того или иного предприятия.

Международное окружение. В то время как факторы внешней среды, описанные выше, в той или иной мере влияют на все организации, среда организаций, действующих на международном уровне, отличается повышенной сложностью. Это обусловлено уникальной совокупностью факторов, характеризующих каждую страну.

Фирма не имеет возможности влиять на внешнюю среду и для эффективной деятельности должна приспосабливаться к ней, неустанно следить за ее изменениями, прогнозировать и своевременно реагировать.

Схематическое изображение организации и среды ее взаимодействия представлено на рисунке 7.5.

Среда прямого воздействия

Рис. 7.5. Организация и ее внешняя среда.

 

Согласно другой методике выделения элементов внешней среды во внешней среде выделяют четыре уровня, каждый из которых имеет свои особенности воздействия на деятельность организации. Рассмотрим последовательно особенности уровней внешнего окружения.

1. Ближний уровень организациивключает в себя те компоненты внешней среды, которые оказывают наибольшее воздействие на деятельность организации и частично входят в структурные единицы организации и напрямую участвуют в протекающих в ней процессах. Это, прежде всего владельцы собственности в организации, ее акционеры, члены попечительского совета, инвесторы и т.д. Эти структурные единицы могут, как находиться в непосредственном окружении, так и входить в организацию в качестве ее членов, что в значительной степени усложняет анализ взаимозависимости и влияния этих единиц на организацию. Очень часто через ближний уровень организация осуществляет связь со структурными единицами других уровней внешней среды.

2. Рыночный уровень,структурные единицы которого непосредственно участвуют в обмене ресурсами с внешним окружением. В основном именно на этом уровне обеспечивается баланс организации с внешней средой. В качестве составляющих рыночного уровня выступают: банки, партнеры, поставщики, заказчики, конкуренты, потребители.

3. Институциональный уровеньвключает в себя те структурные единицы внешней среды, которые могут оказывать воздействие на различные компоненты организации нерыночными методами: прямое принуждение, контроль, давление, нерыночную поддержку (например, через создание имиджа) и др. Составляющие институционального уровня организации весьма разнообразны: контролирующие структуры, (налоговые службы, суды, государственные комиссии и комитеты контроля, учреждения МВД); властные структуры; законодательные государственные и местные учреждения (Государственная Дума, местные законодательные собрания и пр.); охранные организации; общественные движения; средства массовой информации; общественность.

4. Общий, или фоновый, уровень,который включает в себя: технические достижения, принятые и освоенные в данном обществе, и возможности их реализации в конкретной организации; уровень накопленных знаний, выраженных в научных работах и публикациях, использованных в конкретных методиках; образовательный уровень, сказывающийся на деятельности организации при подборе, расстановке и функционировании персонала; степень развития социальных ценностей, символизирующая порядок в обществе и степень принятия культурных образцов; уровень доминирующей культуры всего общества; совокупность установок общественности в отношении потребления продуктов и возможности этого потребления; степень восприятия законов и контроля со стороны государственных органов; развитие коммуникаций в обществе.

Все уровни внешней среды связаны между собой системой формальных и неформальных коммуникаций: постоянных, с помощью которых осуществляется бесперебойный обмен ресурсами между организацией и внешней средой, и кратковременных. В этом плане основная задача организации - использовать связи с внешней средой для прямого и косвенного поддержания баланса организации с внешней средой на входе и выходе. Для решения этой задачи важно выбрать сферу изучения внешней среды, определить ее характеристики и на основе связей между отдельными сферами и объектами внешней среды сформировать стратегии взаимодействия с внешней средой.

Можно выделить основные типы связей организации с внешним окружением: властные (регламентирующие и контролирующие) связи; информационные связи; финансовые связи; культурные связи (нормативные и ценностные образцы); системные связи (любые связи для поддержания устойчивости системы). Кроме того, связи могут сильно различаться по содержанию. Выделяют связи формальные и неформальные, явные и латентные, связующие и интегрирующие и т.д.