Способы воздействия субъекта управления на объект.
ТЕМА 6. УПРАВЛЕНИЕ И МАНИПУЛИРОВАНИЕ.
Управление предстает как целенаправленный, планируемый, координируемый и сознательно организованный процесс, способствующий достижению максимального эффекта при затрате минимальных ресурсов, усилий и времени. Управлять – значит понимать и уметь. Управление основано на общении, понимании, добровольном партнерстве и симпатии.
Управленческое воздействие играет важную роль в управлении человеком и обществом. Управленческое воздействие осуществляется в социальной системе и предполагает воздействие субъекта управления на объект управления с целью его перевода в новое желательное состояние. Любое воздействие одного человека на другого должно осуществиться с гуманной целью, с полным пониманием силы своего умения и ответственности за свои действия перед обществом.
Что такое воздействие с точки зрения социологии и психологии? Во-первых, оно осуществляется в ситуации несовпадения потребностей, интересов, взглядов. Во-вторых, воздействие обусловлено стремлением разрешить ситуацию взаимоприемлемым образом. В-третьих, воздействие предполагает наличие взаимного интереса друг к другу как основы взаимоотношений. Сложность проблемы психологического воздействия определяется наличием множества различных способов организации вербальной и эмоциональной информации, средств и условий жизнедеятельности в целях достижения реальных сдвигов в человеческом поведении.
Но при неэффективном воздействии случаются многочисленные управленческие ошибки и просчеты:
• недостаточная мотивация членов организации к анализу поставленных задач и поиску путей их наиболее эффективного решения;
• использование метода принуждения в процессах взаимоотношений в организации;
• чрезмерный контроль за действиями подчиненных и т. п.
Психологи выделяют целый набор методов воздействия: убеждение, внушение, принуждение, поощрение, наказание.
Убеждение — способ вербального (словесного) влияния, который включает в себя систему доводов, соотносящихся по законам формальной логики и обосновывающих выдвигаемый индивидом тезис. Успешное убеждение ведет к принятию и последующему включению новых сведений в сложившуюся систему взглядов, к определенной трансформации мировоззрения, а значит и мотивационной основы поведения.
Убеждение эффективно в том случае, когда содержание и взаимное расположение аргументов соответствует основным принципам ораторского искусства: учтены места наиболее ярких примеров, соотношение аргументов "за" и "против", эмоциональный фон ассоциаций, возникающих при произнесении ключевых слов и т.п. Успешность убеждения зависит от интеллектуального уровня объекта убеждения. Люди с гибким мышлением легче усваивают чужие аргументы, интегрируя их в систему своих знаний. Наиболее легко также поддаются убеждению индивиды, имеющие заниженную самооценку и преимущественно ориентированные на адаптацию к социальной среде, а не на индивидуализацию в ней. Труднее всего поддаются убеждению те, кто враждебен по отношению к другим и стремится прежде всего доминировать над окружающими.
В отличие от внушения убеждение основано на осмысленном принятии человеком каких-либо сведений или идей, на их анализе и оценке. При этом заключение может быть сделано как самостоятельно, так и вслед за убеждающим. Как правило, убеждение требует больших затрат времени и использования разнообразных сведений, тогда как внушение может происходить практически мгновенно.
Внушение — способ влияния, который основывается на некритичном восприятии человеком поступающей информации. В отличие от убеждения, внушение предполагает усвоение объектом внушения сообщения без требования доказательств его истинности. Будучи принятым без должного критического осмысления, внушенное человеку поведение может не согласовываться с его убеждениями, привычками, наклонностями. В то время как убеждение, являясь воздействием в значительной степени интеллектуальным, апеллирует, в основном, к знаниям и опыту слушающего.
Внушение, носящее эмоционально-волевой характер, основывается на вере (или на доверии — разница здесь лишь в степени некритичности восприятия слов и поступков значимого другого). В обыденной жизни внушение происходит повседневно в процессе общения между людьми. Характеризуется оно тем, что один человек, не обосновывая выдвигаемые им положения, добивается реального, а не формального принятия их другим человеком. Степень внушаемости индивида определяется уровнем развития его личности, его самосознания и самооценки, силой воли, а также особенностями межличностных отношений в группе, и в частности отношением к субъекту внушения.
Особенно усиливают эффект внушения средства массовой информации, которые расцениваются многими людьми как фильтр на пути недостоверных сведений.
Психическое принуждение - насильственный метод воздействия на людей, оно представляет собой информационное воздействие на сознание человека, которое, как правило, представляет собой угрозу применения физического насилия к самому принуждаемому лицу или его близким. Непреодолимый характер принуждения означает, что воля лица была полностью подавлена, что лицо, совершая какие-либо внушаемые ему действия, не имело другого выбора. Этически оправданным принуждение может быть лишь в исключительных случаях.
Поощрение - вид моральной санкции и метод воспитания, стимулирующий деятельность человека. Поощрение означает положительное воздействие какого-либо авторитетного лица, общественного органа на человека с целью закрепления достигнутых им результатов и выражается в признании заслуг. Социальное значение поощрения определяется тем, что оно обращает внимание других людей и общественного мнения на примеры, достойные подражания.
Поощрение вызывает положительные эмоции, способствует возникновению уверенности человека в свои силы, формированию чувства собственного достоинства, дисциплинированности, ответственности и т.п. Поощрение осуществляется в виде благодарности, признательности, похвалы, а также наградах, подарках и др.
Наказание — система методов и действий направленная на формирование у индивидуума социально приемлемой модели поведения и социальных поступков. В более узком значении наказание — это применение каких-либо неприятных или нежелательных мер в отношении человека в ответ на неповиновение или на неугодное или морально неправильное поведение. Основной и единственной задачей наказания является создание стрессовой ситуации способствующей тому, что в будущем человек не станет повторять ситуации, аналогичной той, в которой он уже был подвержен наказанию.
Есть еще два важных момента, соблюдение которых необходимо для формирования эффективного наказа. Первое и важнейшее: наказывать надо с любовью, а это значит, наказывая, ты переживаешь большие нравственные муки, нежели наказываемый. И второе — наказываемый должен быть согласен с тем, что он виноват и подлежит наказанию. Исходя из этого, и нужно рассматривать эффективность наказания.
Но зачастую эти и другие приемы управления не используются в управленческой практике, а попытки управлять человеком, группой людей и иными человеческими общностями натыкаются на сопротивление последних. В этом случае перед инициатором управляющего воздействия открываются два пути:
1. попытаться заставить выполнить навязываемое им действие, то есть сломить сопротивление (открытое управление);
2. замаскировать управляющее действие так, чтобы оно не вызвало возражения (скрытое управление).
Скрытое управление производится помимо воли адресата и допускает возможное несогласие последнего с тем, что предлагается. Скрытое управление может преследовать как благовидные, так и корыстные цели. При этом скрытое управление, например в системе руководитель – подчиненный, возможно как со стороны руководителя, так и со стороны подчиненного.
Скрытое управление человеком против его воли, приносящее инициатору односторонние преимущества, называют манипуляцией. Главный принцип манипуляции как скрытого управления: создать видимость свободного выбора и сознательного формирования убеждения, фактически такой возможности не оставляя.