Структура публичного выступления.

Выступающий должен уметь провести через весь процесс работы над выступлением определенное организационное, структурное начало. Это в конечном итоге облегчает слушателям усвоение материала, придает материалу композиционное единство, обеспечивает согласование .

На самом общем уровне принято выделять три основных композиционно-логических части всякого выступления:

1. Вступление, или введение.

2. Главная, или основная часть выступления, представляющая собой изложение основного материала по теме.

3. Заключение, или выводы.

1. Вступление необходимо в каждом выступлении. Это диктуется необходимостью с чего-то начать, привлечь внимание слушателей, наладить контакт с аудиторией.

Собственная структура вступления может включать в себя следующие элементы:

1. Вступительное замечание.

2. Формулировка конкретной цели выступления для слушателей, в отличие от собственных целей выступающего.

3. Обзор главных вопросов темы выступления, если выступление достаточно продолжительно.

Выступающий должен заранее продумать варианты вступительного замечания. Это всегда должно быть что-нибудь интересное и, желательно, близкое аудитории, например, сообщение чего-то не совсем обычного, особая постановка вопроса или специально подобранная цитата оригинального автора, наконец, просто некоторое юмористическое

замечание.

Следует иметь в виду, что юмористическое и особенно ироническое начало, а также просто многообещающее начало требуют особой осторожности.

2. Основная часть выступления. Суть методического мастерства выступающего во многом заключается в выявлении главной идеи и соответствующей организации материала в расчете на определенный состав слушателей. Главная часть выступления представляет собой процесс выявления характеристик явлений, относящихся к теме, рассмотрение наиболее важных, сложных и нередко дискуссионных моментов темы, установление необходимых связей между явлениями и фактами. Такой подход ведет к действительному раскрытию темы в целом. Основная часть всякого выступления должна быть связана с изложением основного же содержания темы, его анализом, обобщением, обоснованием выдвинутых при этом положений, тезисов.

3. Заключения выступления. Без заключения выступление воспринимается как нечто незаконченное,обрубленное.Заключение обязательно и должно планироваться, как и вступление,заранее. Его основное назначение состоит в том, чтобы помочь осмыслениюуслышанного. Достигается это выделением идеи, ядра выступления,необходимым завершающим обобщением материала, формулировкойтеоретических и практических выводов.

Заключение должно закреплять и усиливать впечатление от изложенного, ставить перед слушателями задачи, вызывать у них предрасположенность к определенным действиям и поступкам.

В отношении заключения можно порекомендовать соблюдать следующие правила:

1. Не заканчивай выступление шуткой, особенно не относящейся к делу: это вызывает впечатление несерьезности.

2. Не допускай в заключении многочисленных мелких добавлений, как например: «заканчивая, я хотел бы сказать…» и т.п.

3. Правильно рассчитывай продолжительность выступления. Никогда не говори, что не успел уложиться и поэтому вынужден заканчивать (очень грубая и, к сожалению, часто встречающаяся ошибка).

 

Планирование и тактика эпидейктической речи.

Эпидейктическая речь – это так называемая "речь на случай", торжественная речь на юбилеях и других торжественных актах, в дружеском кругу.

Главная цель оратора – воодушевление и сплочение аудитории.

Задача речи – хвала всему, что делает данную общность коллективом, хула всему, что противостоит данной общности.

К разновидностям эпидейктической речи относятся хвала лицу по случаю юбилея, похвала какому-то историческому, общественному явлению и хула (порицание) какого-то события, явления.

Эпидейктическая речь – это призыв к чувствам людей через обращение к вечным этическим законам и нормам, добру и злу.

За что хвалят?

1) За добродетель.

Величайшие из добродетелей:

- мужество; - благоразумие; - справедливость; - рассудительность; - мудрость; - великодушие; - бескорыстие; - щедрость;

- кротость и др. (Аристотель, "Риторика", книга 1)

Все противоположные качества – основа для порицания (хулы).

2) Хвалят за то, что достойно славы предков, то есть все памятное.

Как хвалят?

1. Учитывается "фактор адресата"Аристотель советует хвалить то, что больше всего ценится в данной аудитории.

2. В похвальной речи древние стремились случайно совершенный добродетельный поступок представить как закономерно совершенное, осуществленное по определенному намерению.

3. Законы эпидейктической речи требует усиления и преувеличения. Например, говорят о человеке, что он действовал один или первый, несмотря на то, что обстоятельства не благоприятствовали ему. Таковы законы этого жанра.

4. Оратор должен использовать прием сравнения. Человек, которому посвящена речь, его деяния сравниваются с деяниями, например, известных исторических личностей. Если же трудно, то человек сравнивается с деяниями обычных людей, на фоне которых особо выделяются заслуги того, о ком говорят.

 

Планирование и тактика аргументирующей речи.

Хотя в этой главе речь идет о структуре речи, хочется подчеркнуть, что процесс создания речи сложный, диалектический, и поэтапное деление работы над речью конечно же условно.Поэтому обращаем ваше вниманиенаочень важные моментыв создании аргументирующей речи.

Приступая к разработке аргументирующей речи, оратору прежде всего следует

1. Выяснить:

· действительно ли наличествует в теме спорный вопрос, по которому существует несколько мнений;

· имеет ли оратор собственную твердую позицию по данному вопросу.

2. Как можно раньше и точнее сформулировать тезис — главную мысль своей речи, доказательству которой подчинено все выступление. Тезис может быть сформулирован во введении, завершая его и одновременно открывая основную часть речи.

Тезис должен оставаться неизменным в процессе всего доказательства.

3. Аргументы должны быть истинными и достаточными для доказательства тезиса: их истинность должна быть доказана независимо от тезиса.

4.При выборе аргументов заботиться не только об их количестве, но и качестве (силе).

5. Не подменять аргументы своим мнением.

6. Помнить, что аксиомы усваиваются хуже теорем.

7. При выборе основного метода демонстрации (дедуктивный, индуктивный, аналогия) учитывать не только специфику темы и характер фактического материала, но и особенности конкретной аудитории, к которой обращена речь.

В большинстве жанров риторики (политическом, академическом, деловом, судебном красноречии) главную роль играют рациональные аргументы (теоретические положения, статистические данные, события, даты, обращения к авторитетам и др.). Но нельзя отказываться от эмоциональной аргументации (обращение к чувству собственного достоинства, к чувствупатриотизма, сострадания и т.д.), которая усиливает логические доводы. Баланс между этими двумя видами аргументов, их расположение, число, зависят от типа и жанра выступления, характера аудитории, типа мышления и речи оратора.

Итак, для того чтобы речь была убедительной, оратор должен хорошо владеть теорией аргументации, знать основные требования логики к тезису, аргументам, демонстрации, а также опираться на законы восприятия живой речи.