Теория социальной системы и ее значение для социологии управления.

Середина и вторая половина XX в. ознаменовались появлением нового этапа в трактовках управления зарубежными социологами. Он был связан с так называемыми «большими теориями». Среди них в первую очередь необходимо назвать теорию системного и структурно-функционального анализа американского социолога Т. Парсонса. Ее основные положения сформулированы в ряде работ, в том числе в «Структуре социального действия» и «Социальной системе».

Разрабатывая системный подход к анализу общества и управления им, Парсонс исходил из возможности и необходимости сохранения в нем равновесия, согласованности, устойчивости, порядка – с учетом доказанного наукой положения о том, что в закрытых системах энтропия стремится к росту. Американский социолог доказал, что общество представляет собой не только закрытую, но и открытую систему, в которой порядок возможно и необходимо постоянно поддерживать за счет поиска путей, условий, факторов его взаимодействия с окружающей средой. В этом и заключается основная функция социального управления.

Парсонс предложил четырехфункциональную модель социальной системы, в которой существуют «функциональные императивы» (табл. 1.1). Речь идет о таких функциях социальной системы, как адаптация, целедостижение, интеграция, поддержание ценностного образа. Они являются основными условиями для соблюдения в обществе равновесия как главной характеристики любой социальной системы, которая стремится к самодостаточности, порядку и устойчивости. Самодостаточность в отношении среды означает стабильность отношений взаимообмена и способность контролировать взаимообмен в интересах своего функционирования. Для достижения этой цели служат подсистемы экономики, политики, социального контроля и социализации.

Таблица 1.1.Модель социальной системы.

Функции Подсистемы Социальные институты Действующие субъекты (акторы)
Адаптация Экономика Заводы, банки Предприниматель - работник
Целедостижение Политика Партии, движения Функционер – рядовой член
Интеграция Социальный контроль Государственный аппарат Чиновник – гражданин
Поддержание ценностного образа системы   Социализация   Семья, школа, религия   Учитель - ученик

 

Следует отметить, что проблемы управления рассматриваются Парсонсом и его последователями в широком социальном плане. Социальное управление имеет в своей основе нормативный характер, сами же нормы осуществляют в обществе преимущественно функции интеграции и регулирования подавляющего большинства социальных процессов.

Кроме соблюдения норм, социальное управление должно учитывать наличие в обществе возрастающего плюрализма социальных ролей, что и обуславливает сложности принятия и реализации управленческих решений. Здесь, по мнению Парсонса, особую роль играет такая функция управления, как социальный контроль. Именно он обеспечивает «состыковку» мотивации и поведения членов общества в составе социальных общностей, групп, организаций, в рамках социальных институтов.

Основные идеи Парсонса, касающиеся проблем управления обществом и социальными процессами, были подвергнуты критическому анализу, причем с двух сторон. С одной стороны, как антипод структурному функционализму Парсонса, подчеркивающему изначальную заданность социальной системе стабильности и равновесия и роль социального управления в их достижении, появились концепции социального конфликта, в которых взгляды американского социолога ставились под сомнение.

Сторонники парадигмы социального конфликта (Л. Козер и Р. Дарендорф) утверждали, что основная функция социального управления заключается в использовании интегрирующей и стабилизирующей роли конфликтов в обществе, поскольку они возникают из различия интересов групп в борьбе за собственный статус, власть и долю вознаграждения. Интегрирующие и стабилизирующие возможности конфликта должны стать, по мнению сторонников этой теории, основой в деятельности самых различных управленческих структур, начиная от центрального правительства и заканчивая муниципальными образованиями.

С другой стороны, имела место антифундаменталистская критика концепции социального управления в структурном функционализме, наиболее ярко представленная американским социологом Г. Саймоном. Он полагал, что формальные принципы управления допускают множество эмпирических интерпретаций, что не всегда учитывается в названной выше концепции. Главное же состоит в том, что требует своего решения проблема рациональности управленческих моделей, а это, в свою очередь делает необходимой конкретизацию принципов социального управления.

Некоторые основные, наиболее приемлемые принципы управления, сформулированные Саймоном, включают в себя: 1) специализацию, являющуюся необходимым условием повышения эффективности управления; 2) установление четкой иерархии подчинения при условии соблюдения единоначалия; 3) сужение сферы контроля в любом пункте управленческой иерархии; 4) целенаправленную группировку работников (по таким критериям, как задачи, процесс, заказчик, территория) в целях улучшения контроля за управленческой деятельностью.

В рамках зарубежных социологов второй половины XX в. наблюдается не только интерес к теоретическим интерпретациям многочисленных проблем социального управления, но и стремление соединить их с реальной практической деятельностью в качестве консультантов, советников, экспертов разнообразных фирм и государственных структур по самым различным вопросам: подбор кадров и управление персоналом, проведение различных видов исследований с использованием количественных и качественных методов, выработка стратегии планирования и прогнозирования экономического и социального развития и т.д.

Таким образом, современная зарубежная социология управления стремится к поиску равновесия между теоретическим и эмпирическим исследованиями, академической и прикладной направленностью деятельности. Поэтому есть все основания рассматривать вторую половину XX в. как этап развития социологии управления, включающий управление отношениями не только производственными, но и социальными, причем как в сфере экономики, так и в остальных сферах жизнедеятельности общества.