Социальная типология личности

Литература.

Темы рефератов.

Тема №8

Общество и личность ( 4 часа).

План:

1. Личность и социальная типология личности.

2. Социализация личности.

3. Социальный контроль.

4. Девиантное поведение.

5. Формы массового поведения и социальные движения.

6. Личность и общество в переходный период.

1. Теории развития личности.

2. Социальный контроль, как способ поддержания общественного порядка.

3. Роль социального контроля в предотвращении девиантного поведения.

4. «Теория толпы» Г. Лебона.

1. Багдасарьян, Н. Г. Социология: учебник / Н.Г. Багдасарьян, М.А. Козлова, Н.Р. Шушанян; под ред. Н.Г. Багдасарьян. - М. : Юрайт, 2010. - 588 с.

2. Борцов, Ю. С. Социология : учебное пособие / Ю.С. Борцов. - М. : Инфра-М, 2012. - 351 с.

3. Волков, Ю. Г. Социология : учебник / Ю.Г. Волков ; под ред. В.И. Добренькова. - 5-е изд., стер. - М. : Дашков и Ко, 2011. - 384 с.

 

1. Личности и социальная типология личности.

Проблема личности находится в поле зрения многих наук, являясь предметом междисциплинарных исследова­ний. В научной литературе, прежде всего проводится разограничение таких близких понятий, как «человек», «индивид», «личность».

Человек — это самое общее понятие, которое указывает; на принадлежность к человеческому роду (homo sapiens) и служит для характеристики универсальных, присущи» всем людям свойств и качеств. Индивид понимается как
конкретный человек, единичный представитель человеческого рода и рассматривается в качестве отправного момента формирования личности. А само понятие личность характеризует итог развития индивида и является выражением его социальной сущности.

Непременный и важный признак личности — индивидуальность, под которой понимается единство неповторимых личностных свойств конкретного человека. Это также своеобразие его психофизической структуры (темперамента, физических данных, психических особенностей), интеллект мировоззрения, жизненного опыта, социальных характеристик.

При комплексном изучении личности в отечественн ой науке сложился ряд общепризнанных исходных положений:

• личность присуща каждому человеку;

• личность есть то, что отличает человека от животных;

• личность есть продукт исторического развития, т.е. воз­никает на определенной ступени эволюции человеческого существа;

• личность есть индивидуальная характеристика чело­века, т.е. то, что отличает одного человека от другого.

В социологии под личностью понимается устойчивая совокупность социально значимых черт и качеств, присущих человеку как общественному существу.Среди них выделяют­ся прежде всего социальные роли, усваиваемые индивидом и процессе социализации, а также ценностные ори­ентации, на основе которых формируется поведение лич­ности.

Эти социально значимые свойства и качества индивида реализуются в процессе взаимодействия с обществом че­рез конкретные социальные группы, институты, общности. отсюда следует, что личность — это индивид, включенный в систему социальных связей и отношений.

При исследовании процессов взаимодействия человека и общества личность рассматривается не только как объект внешних воздействий, но, преимущественно, как субъект социальных отношений, активный участник общественной жизни, имеющий собственные потребности, интересы, устремления, а также способности оказывать обратное воз­действие на социальную среду.

В качестве первичного источника деятельности личности выступают потребности, отражающие объективные условия существования человека и являющиеся одной из форм его связи с окружающим миром. Согласно классифи­кации американского исследователя А. Маслоу, все потреб­ности образуют иерархическую структуру, нижний уровень которой составляют физиологические потребности и потребности в безопасности, а высший— социальные и духовные потребности.

Будучи осознанными, потребности трансформируются и интересы личности. Интересы, преломляясь через цен­ностные ориентации, приводят к формированию мотивов личности. Механизм мотивации реализуется в конкретной деятельности личности, смыслом которой является достижение определенной цели.

Кроме внутренних побудителей деятельности (мотивов) личности, существуют и внешние побудители — стимулы.

В отличие от мотивов, являющихся субъективными факторами, стимулы представляют собой объективные факторы и выражают особенности окружающей социальной среды.

Взаимодействие мотивов и стимулов образует диспозицию личности — ее предрасположенность к определенному поведению в конкретных условиях. Согласно концепции известного российского социолога В.А. Ядова. диспозиции делятся на высшие, средние и низшие. Диспо­зиции высшего уровня включают наиболее важные жизненные и ценностные ориентации личности, определяющие общую направленность ее деятельности. Диспозиции сред­него уровня — это установки на социальные объекты и си­туации. К диспозициям нижнего уровня относятся ситуативные установки, определяющие поведение личности в конкретных, непосредственно-данных условиях.

Таким образом, социологическое понятие личности выражает интегральное социальное качество, приобретенное индивидом в процессе включения в систему общественных связей и отношений. Личность выступает как объектом, так и субъектом общественных отношений. Взаимодействуя с окружающей социальной средой, личность вырабатывает свои ценностные ориентации, социальные установки (дис­позиции) и модели поведения. Формирование новых потреб­ностей, интересов и диспозиций становится важным фак­тором творческой деятельности личности, преобразования условий ее жизни, развития общества в целом.

Социальный тип личности представляет собой продукт ножного переплетения историко-культурных и социально-экономических условий жизнедеятельности людей и отра­жает их устойчивые черты характера, сформировавшиеся под влиянием общественной системы.

В социологии выделяют модальный, базисный и идеаль­ный типы личности. Модальным называют усредненный тип личности, который реально преобладает в данном об­ществе. Под базисным понимается тип личности, который наилучшим образом отвечает потребностям развития общества. Идеальный тип личности не привязан к конкретным ус­ловиям и рассматривается как эталон личности будущего.

В разработку социальной типологии личности большой вклад внес американский социолог и психолог Э. Фром (1900-1980), который создал концепцию социального характера. По определению Э. Фромма, социальный характер — это «ядро структуры характера, свойственное большинству членов определенной культуры». Значение социального ха­рактера Э. Фромм видел в том, что он позволяет наиболее эффективно адаптироваться к требованиям общества и об­рести чувство безопасности и защищенности. Классичес­кому капитализму, по Э. Фромму, присущи такие черты со­циального характера, как индивидуализм, агрессивное п., стремление к накоплению. В современном буржуазном об­ществе возникает социальный характер, ориентированный на массовое потребление и отмеченный чувством пресыще­ния, скуки и озабоченности. Соответственно Э. Фромм выде­лил четыре типа социального характера: рецептивный (пас­сивный), эксплуататорский, накопительский и рыночный. Все эти типы он считал «неплодотворными» и противопос­тавлял им социальный характер нового типа, способствующий формированию самостоятельной, независимой и активной личности.

В современной социологии получило широкое распро­странение выделение типов личности в зависимости от их ценностных ориентации.

«Традиционалисты» ориентированы в основном на цен­ности долга, порядка, дисциплины, законопослушания, а та­кие качества, как самостоятельность и стремление к саморе­ализации, у данного типа личности выражены весьма слабо, У «идеалистов», наоборот, сильно выражены независи­мость, критическое отношение к традиционным нормам, установки на саморазвитие и пренебрежение авторитетами.

«Реалисты» сочетают в себе стремление к самореализации с развитым чувством долга и ответственности, здоро­вый скептицизм — с самодисциплиной и самоконтролем. Социологические исследования показывают, что специфика отношений в различных сферах общественной жизни стимулирует проявление определенных личностных качеств и типов поведения. Так, рыночные отношения способствуй ют развитию предприимчивости, прагматизма, хитрости расчетливости, умения подать себя; взаимодействия в с формами производства формируют эгоизм, карьеризм и вынужденную кооперацию, а в сфере семейной и личной жизни — эмоциональность, сердечность, привязанность, поиск гар­монии.

В то же время социологи отмечают и обратное воз­действие устойчивых личностных качеств и поведенче­ских стереотипов на возникновение и развитие обществен­ных отношений того или иного типа.

2.Социализация личности это процесс включения лич­ности в общество, усвоения ею общественного опыта, культурных ценностей, социальных ролей, норм и правил поведения. На основе социализации происходит формирование социально значимых качеств личности, позволяю­щих ей принимать полноценное участие в жизни об­щества.

Социализация не сводится к традиционным понятиям воспитание» и «образование»; она продолжается в тече­ние всей жизни человека и охватывает все процессы воздействия на него со стороны социального окружения. Результаты социализации во многом зависят от социальной активности самой личности, которая не должна оставаться лишь пассивным объектом разнообразных общественных воздействий.

Социализация включает в себя ряд этапов, каждый из которых имеет свою специфику. Этот вопрос по разному характеризуются социологами. Одни исходят из того, что глав­ным показателем зрелости личности служит ее трудовая деятельность и поэтому выделяют такие три основных эта­па социализации: дотрудовой, трудовой и послетрудовой (пенсионный). Другие подразделяют социализацию на два самых общих этапа: период первичной социализации (от рождения до формирования личности) и период вторичной социализации (развитие личности на стадии ее социальной зрелости). Третьи предлагают деление социализации в зави­симости от жизненных циклов человека (детство, юность, зрелость, старость).

В любом случае социализация наиболее интенсивно осу­ществляется на начальных этапах, когда формируется лич­ность ребенка и происходит его подготовка к взрослой жиз­ни. Особенно велика здесь роль родителей и других членом семьи — первичных агентов социализации, оказывающих непосредственное воздействие на процесс становления лич­ности ребенка. По мере роста ребенка расширяется круг агентов социализации, усложняется ее характер. В этот процесс включаются дошкольные воспитательные учреж­дения, затем школьные коллективы, внешкольные учебно-воспитательные заведения, детские теле- и радиопередачи и т.п. Среди механизмов ранней социализации особое зна­чение имеют коллективные игры, в ходе которых дети учат­ся осваивать будущие социальные роли.

Очень важен юношеский этап социализации (13-19 лет), когда подростки приобретают значительно более широкие знания, завершают формирование основ своей личности, определяют свое место в окружающей жизни. Сложное социализации «переходного» периода во многом обусловлена противоречием между высоким уровнем притязания молодых людей и их низким возрастным социальным статусом. Кроме того, на этой стадии возможно возникновение параллельных систем ценностей и взглядов на мир, носителями которых выступают разные агенты социализации родители, школа, сверстники.

На этапе зрелости главным в социализации личности становится приобретение и освоение социальных статусов и ролей, активное включение в производственную, общественную, политическую и другие сферы жизни общества, В этот период личность не только конкретно усваивает социальный опыт, но и обновляет его через свою деятельность. Зрелая личность порой сталкивается с необходимостью многое менять в своей жизни. Тогда возникает ресоциализа­ция, под которой понимается процесс усвоения новых знаний, ценностей, норм, установок, статусов, ролей вмес­то прежних.

Ресоциализация особенно проявляется в условиях прин­ципиально иной ситуации для человека (например, пере­езд на постоянное жительство в другую страну). Однако чаще всего она связана с изменением статуса личности, се профессии или служебной должности. В обществе пе­реходного типа ресоциализация может стать массовым явлением, охватывать большие группы людей, меняющих свои ценностные ориентации и осваивающих новые виды деятельности.

В период старости, с выходом на пенсию завершается активный цикл социализации. В это время, как правило, происходит снижение социального статуса личности, со­кращение диапазона выполняемых ею социальных ролей. Имеете с тем послетрудовая социализация позволяет лю­дям пожилого возраста вносить существенный вклад в вос­производство социального опыта, в процессы передачи его новым поколениям.

Следует отметить, что характер социализации определя­ется прежде всего типом общества, в рамках которого она осуществляется. В демократическом обществе социализация ориентирована на гуманистические ценности и идеалы, и тоталитарном — имеет принципиально иной характер важно учитывать в условиях современного россий­ского общества, переживающего переход от тоталитарного к демократическому правовому государству.

Семья как социальная группа и социальный институт

Семья — это основанное на кровном родстве, браке или опекунстве объединение людей, связанных общностью быта и взаимной ответственностью.

Первоначальную основу семейных отношений составляет брак. Брак— это исторически меняющаяся социальная форма отношений между женщиной и мужчиной, посредством которой общество упорядочивает и санкци­онирует их интимную жизнь, устанавливает супружеские, родительские и другие родственные права и обязан­ности.

В социологии семья рассматривается одновременно и как малая социальная группа, и как важный социальный ин­ститут. В качестве малой группы она удовлетворяет лич­ные потребности людей, в качестве института — социаль­но значимые потребности общества.

Семья является важным элементом социальной структу­ры общества, одной из его подсистем, деятельность кото­рой регулируется как брачно-семейным законодательством, так и морально-нравственными нормами, обычаями, тра­дициями и т.д.

Главная функция семьи - репродуктивная, т.е. биоло­гическое воспроизводство населения — на общественном уровне и удовлетворение потребности в детях — на лич­ностном уровне. Наряду с этой основной функцией семья выполняет еще ряд других важных функций, среди кото­рых:

воспитательная — первичная социализация детей, их воспитание, поддержание воспроизводства культурных ценностей;

хозяйственно-бытовая — ведение домашнего хозяй­ства, уход за детьми и престарелыми членами семьи;

экономическая — материальная поддержка несовер­шеннолетних и нетрудоспособных членов семьи;

функция первичного социального контроля — регла­ментация моральной ответственности в отношениях между членами семьи;

духовно-нравственная — развитие личности каждого члена семьи;

социально-статусная — предоставление определен­ного социального статуса членам семьи, воспроизводство социальной структуры;

досуговая — организация рационального досуга, вза­имообогащение интересов;

эмоциональная — оказание психологической поддер­жки членами семьи.

По своим формам и типам семейные отношения доста­точно многообразны. В зависимости от структуры родствен­ных связей выделяют два основных типа семьи: нуклеарную (простую) и расширенную (сложную). Первая состоит из родителей и находящихся на их иждивении детей, вто­рая — из родителей, детей и других родственников, представителей двух или более поколений.

В зависимости от формы брака выделяют моногамную и полигамную семью. Первая предусматривает наличие брач­ной пары — мужа и жены. Вторая подразделяется на полигинию (многоженство) и полиандрию (многомужество). Если полигиния получила довольно широкое распространение (прежде всего в мусульманских странах), то полиандрия

встречается редко (Индия, Тибет) и вызывается часто эко­номическими причинами (например, в Тибете братья име­ют общую жену, чтобы не делить земельный участок, no-пученный по наследству).

По критерию семейной власти выделяют такие истори­ческие формы семьи, как матриархат (власть в семье при­надлежала женщине) и патриархат (во главе семьи стоял мужчина). В настоящее время превалирует демократическая семья, в которой существует статусное равенство супругов.

К историческим формам семейно-брачных отношений и относятся также эндогамия, предполагающая заключение брака между представителями одной и той же группы (класса, племени и т.д.), и экзогамия, запрещающая брак внутри определенной узкой группы людей (например, между близ­кими родственниками, членами одного и того же клана, племени и т.д.).

В современном обществе наблюдаются процессы транс­формации семьи как социального института, изменения некоторых ее социальных функций, перераспределения семейных ролей. Семья утрачивает свои ведущие позиции и социализации индивидов, в организации досуга и дру­гих важнейших функциях. Традиционные ролевые се­мейные отношения, при которых женщина вела домаш­нее хозяйство, рожала и воспитывала детей, а муж был хозяином, часто единоличным собственником имуще­ства, и обеспечивал экономическую самостоятельность семьи, уступают место новым отношениям, при которых многие женщины стали участвовать в производственной, политической деятельности, экономическом обеспечении семьи и принимать равное, а иногда ведущее участие н решении семейных проблем. Это существенно изменило характер функционирования семьи и повлекло за собой ряд неоднозначных социальных последствий. С од­ной стороны, этот процесс способствовал росту само­сознания женщины, установлению равенства в супру­жеских отношениях, с другой — вызвал конфликтную ситуацию в семье, привел к снижению рождаемости, ос­лаблению семейных связей.

В современной семье не только преобразуются традици­онные роли женщин, но и претерпевают изменения муж­ские роли. Например, в западноевропейских странах не яв­ляются исключениями случаи, когда мужчина берет отпуск по уходу за ребенком. Поэтому в социологическом отноше­нии важно выяснить, как супруги воспринимают новую си­туацию, готовы ли они к перераспределению семейных обязанностей, от чего зависит лидерство в семье.

В целом основной тенденцией в развитии семейных от­ношений является их демократизация, что предполагает равенство мужчины и женщины, отмену всякой дискри­минации, гуманные методы воспитания, расширение неза­висимости каждого члена семьи.