Культура как фактор социальных изменений

Культура выступает как важный фактор социальных из­менений. Она чутко реагирует на все перемены, происходящие в обществе, и сама оказывает значительное воздействие на социальную жизнь, формируя и определяя многие общественные процессы.

Особую роль культуры в эволюции общества отмечали классики мировой социологической мысли. Достаточно при­вести знаменитый труд М. Вебера «Протестантская этика и дух капитализма»; где было показано, как мировоззренческие установки протестантизма обусловили формирование си-стемы ценностных ориентации, мотивации и поведенческих стереотипов, которые легли в основу капиталистического предпринимательства и существенным образом способство­вали становлению буржуазной эпохи.

Современные западные социологи отводят культуре большую роль в развитии процессов модернизации. По их мнению, «прорыв» традиционного образа жизни в ряде стран должен произойти под непосредственным влиянием их социокультурных контактов с уже существую­щими центрами рыночно-индустриальной культуры. При этом необходимо учитывать специфику конкретно-истори­ческих условий этих стран, их традиции, особенности национального характера, сложившиеся культурно-психоло-гические стереотипы и др.

Роль культуры как фактора социальных изменений особенно возрастает в периоды общественных реформ.

В этих условиях особое значение приобретает выработ­ка новой культурной политики. Под культурной политикой понимается комплекс мер по регулированию развития духовно-ценностных аспектов общественного бытия.

Новое понимание культурной политики дает возмож­ность осознать практическую потребность в выработке ценностного представления о культурной жизни общества. Культуре отводится роль формирования ценностно-ориентированной, оптимально организованной и социально эф­фективной деятельности. А культурная политика предполагает создание условий для самореализации личности. При этом имеются в виду социальные цели культурной полити­ки, решение общественных задач через воздействие культуры на духовный мир, массовое сознание и социальное поведение людей. Кроме того, речь идет о поддержке куль­туры обществом, наращивании ее потенциала, о повыше­нии общественной значимости культурных ценностей во всех сферах жизнедеятельности.

По мнению ученых, стратегия культурной политики на дан­ном этапе социально-исторического развития страны должна направляться на максимальное участие культуры в интегра­ции общественных отношений и структур, их совершенство­вании и развитии на основе выражения духовных интересов социальных слоев и групп населения. При таких условиях негативные, дестабилизирующие явления в духов­ных процессах нейтрализуются, снижаются, а позитивные и объединяющие — поддерживаются и усиливаются. Это определяет цель культурной политики — обеспечение це­лостности и возвышение общественного престижа культу­ры, создание максимально благоприятных условий для роста и реализации духовного потенциала общества, заключенного в воспроизводстве и освоении культурных ценностей.

При этом культурная политика предполагает соблюде­ние ряда важнейших требований, вытекающих из истори­ческого опыта функционирования и развития самой куль­туры:

не вступать в противоречие с общественно-историчес­кими процессами, улавливать основные тенденции и ориен­тироваться на устойчивые законы социокультурной эволю­ции;

в качестве объекта культурной политики рассматри­вать все общество, характеризующееся неоднородностью и требующее гибкого сочетания универсальных и локаль­ных методов воздействия;

не ограничивать понимание субъекта культурной поли­тики только государством, субъектом является и само обще­ство как самоорганизующаяся, саморазвивающаяся система, в регулировании которой могут участвовать различные культурные организации;

постепенно воздействовать на общественное созна­ние, ценностные ориентации и нравы через науку, образование, просвещение, воспитание и т.п., формируя социо- культурные ценности общества;

постоянно учитывать многонациональный характер российской культуры.

Таким образом, в условиях современного российского общества культура призвана давать нравственно-этическим анализ различных сторон жизни, соотносить существующие противоречия ситуации перехода к рыночным отношениям с общечеловеческими ценностями, показывал возможности общественного прогресса, придавать ему гумманистическую направленность. Социальная роль культуры проявляется и в формировании моделей и стереотипов деятельности различных социальных групп и слоев. В настоящее время происходит разрушение сложившихся ориентаций, уже не соответствующих данной ситуации. Культу стремится к сохранению положительных норм и ценнотей, сформированных ранее, и к созданию новых моделей и стандартов поведения и деятельности, оказывая таким образом регулирующее воздействие на развитие социальных процессов.

4. Взаимодействие культуры, политики и экономики

Отношения между культурой и другими сферами общества — в первую очередь, политикой и экономикой, — но­сиь сложный и взаимодополняющий характер. Каждая из них систем нуждается в поддержке другой, а иначе любая Hi них не сможет эффективно функционировать.

Для политической системы культура выполняет прежде функцию, связанную с обеспечением легитимности (общественного признания) существующей власти. Ценностные установки, нормы культуры служат обоснованием правомочности институтов власти в глазах населения, оп­равданием их необходимости. Любой политический режим пня своего укрепления, как правило, стремится соответствовать сложившейся системе ценностных ориентации и норм поведения.

 

Одна из насущных задач реформирования российского государства и общества — преобразование политической культуры на основе ценностей демократического типа, демократических правовых норм и отношений личности и власти.

Тесное взаимодействие существует между культурой и эко­номикой. В качестве одного из главных его механизмов выс­тупает экономическая культура, под которой понимается совокупность социальных норм и ценностей, ориентирующих и регулирующих поведение людей в сфере экономики. По мнению ведущих отечественных экономистов и социологов, экономическая культура, представляя собой проекцию культуры в ее широком понимании на сферу социально-экономических отношений, выполняет следующие основ­ные функции:

• транслирует из прошлого в современность ценности и нормы, лежащие в основе экономических отношений;

• отбирает и накапливает эталоны и образцы соответствующего экономического поведения;

• обновляет ценности и нормы, необходимые для развития экономики.

Экономическая культура во многом определяется типом
социально-экономических отношений. Так, в течение десятилетий в нашей стране существовала административное командная, директивная модель экономики. Ее основные нормативные требования к работникам сводились к трудо­вой дисциплине, исполнительности, участию в социали­стическом соревновании и т.д. В настоящее время формируется рыночная модель экономической культуры, которая предъявляет новые требования — предприимчивость, личную ответственность, стремление к успеху, готовность к эксперименту и риску и т.д.

Основная проблема экономической культуры в современной России — это отсутствие массовой базы рыночной идеологии, способной объединить общество вокруг идеи экономической эффективности, свободы и частной собственности. Это означает, что рыночная экономика в нашей стране приобретет черты эффективно функционирующей устойчивой системы лишь тогда, когда указанные ценности станут общеразделяемыми, т.е. будут приняты и усвое­ны большинством членов общества.

Таким образом, преобразования в области социально-экономического развития и другие перемены в россий­ском обществе предполагают освоение людьми новых зна­ний, идей, норм, ценностей, образцов и моделей поведения.

Что становится возможным при активизации механизмов социокультурного регулирования поведения и деятельности людей, позволяющих переориентировать привычную установку ожидания помощи от государства на развитие инициативы, предприимчивости, чувства веры в собствен­ные силы.