Предыстория и социально-философские предпосылки возникновения социологии
Литература.
Темы рефератов.
Тема №2
История становления и развития социологии (6 часов).
План:
1. Предыстория и социально-философские предпосылки возникновения социологии.
2. Этапы развития социологии.
3. Позитивистская социология О.Конта.
4. Органическая теория общества Г.Спенсера.
5. Социологические воззрения Э.Дюркгейма.
6. «Понимающая» социология М.Вебера.
7. Социологические теории марксизма.
8. Социологическая мысль в России.
9. Основные направления современной социологии.
1. История становления и развития социологии.
2. Социологическая мысль в зарубежных странах.
3. Социологические взгляды Арондо Теодора.
4. Социологические воззрения Н.Я. Данилевского.
5. «Генетическая социология» М.М. Ковалевского.
6. Структурный функционализм Р. Мертона и Т. Парсонса.
7. Интегральное направление социологии П. Сорокина.
8. Социология Э. Фрома.
1. Багдасарьян, Н. Г. Социология: учебник / Н.Г. Багдасарьян, М.А. Козлова, Н.Р. Шушанян; под ред. Н.Г. Багдасарьян. - М. : Юрайт, 2010. - 588 с.
2. Борцов, Ю. С. Социология : учебное пособие / Ю.С. Борцов. - М. : Инфра-М, 2012. - 351 с.
3. Волков, Ю. Г. Социология : учебник / Ю.Г. Волков ; под ред. В.И. Добренькова. - 5-е изд., стер. - М. : Дашков и Ко, 2011. - 384 с.
Социология, возникшая как самостоятельная наука в XIX в., имеет свою предысторию, связанную с философскими традициями осмысления общества. Первое широкое представление о жизни общества дали античные философы Платон и Аристотель.
Социальные воззрения Платона (428-347гг. до н.э.) наиболее полно отражены в работе «Государство». Общество, согласно Платону, пребывает в состоянии хаоса до тех пор, пока в нем не установлен твердый порядок. Основой такого порядка должно быть деление общества на три класса: высший, состоящий из мудрецов, управляющих государством; средний, включающий воинов, охраняющих его от смуты и беспорядка; низший, состоящий из ремесленников и крестьян. Платон считал, что люди от природы не равны и управлять могут только те, кто от рождения наделен высшими духовными качествами, — мудрецы и философы. Они должны сохранять нравственную высоту и быть образцом поведения для низших слоев общества.
У Аристотеля (384—322 до н.э.) опорой общества выступает средний класс. Кроме того, существуют еще два класса: богатая плутократия и лишенные собственности бедняки. Государство лучше управляется в том случае, если масса бедняков не отстранена от участия в управлении, эгоистические интересы богачей ограничены, а средний класс многочисленнее и сильнее, чем два других. Несовершенство общества, по мнению Аристотеля, устраняется не уравнительным распределением, а моральным улучшением людей. При этом необходимо стремиться не к абсолютному равенству, а к выравниванию жизненных шансов. Частная собственность развивает здоровые эгоистические интересы. Однако чрезмерное неравенство в собственности может представлять опасность для государства.
Дальнейшее развитие представления об обществе получили в трудах мыслителей Нового времени. Оригинальные социально-политические идеи высказывал итальянский мыслитель, историк и писатель Никколо Макиавелли (1469-1527). Его главное произведение «Государь» как бы продолжает основную линию платоновского «Государства», но акцент делается на политической проблематике создания сильного государства. Макиавелли первым стал рассматривать политику в качестве особой сферы деятельности, которая должна осуществляться с учетом «естественных причин» и «полезных правил». Правитель, придя к власти, должен опираться на народ, ибо со знатью справиться легче— она малочисленна. Государь должен уметь маневрировать, хитрить, чтобы избежать политических ошибок и расправиться с врагами. Его конкретные поступки не могут оцениваться с точки зрения морали, так как в политике действуют свои, особые правила, определяемые соображениями целесообразности и достигнутого результата.
Значительный вклад в развитие социальной мысли внес английский философ-материалист Томас Гоббс (1588-1679), который разработал теорию общественного договора, ставшую основой учения о гражданском обществе. Естественное состояние людей, согласно Гоббсу, — это «война всех против всех», абсолютное соперничество людей в борьбе за существование. Именно страх друг перед другом заставляет людей создавать гражданское общество, т.е. такое, которое на договорной основе гарантирует каждому своему члену относительную безопасность. Гражданское общество — высший этап социального развития; оно покоится на юридических нормах, признаваемых всеми. Граждане добровольно ограничивают личную свободу, получая взамен надежную защиту.
К непосредственным предшественникам социологии многие исследователи относят таких крупных французских мыслителей, как Ш. Монтескье и А. Сен-Симон.
Философ-просветитель и правовед Шарль Луи де Монтескье (1689-1755) особенно плодотворно исследовал различные типы политического устройства общества. Он выделял монархии, деспотии и республики, разделяя последние на демократические и аристократические в зависимости от того, в чьих руках — «всего народа или части его» — находится верховная власть. Основная заслуга Монтескье в этой области исследования состояла в том, что он установил зависимость форм правления от природно-климатических и географических условий, от размера территории страны, численности ее населения, степени развитости торговли, денежного оборота, а также религии, нравов, обычаев, традиций и т.д. Республика, согласно Монтескье, требует небольшой территории, малочисленного населения и преобладания «чувства добродетели». Монархия более вероятна в странах со средней величиной территории и численности населения, она предполагает существование чинов, преимуществ сословного неравенства, предпочтений, что порождает преобладание «чувства чести». Деспотическое правление возникает на обширных территориях с многочисленным населением, среди которого преобладает «чувство страха» перед властью и друг перед другом.
Великий социалист-утопист Клод Анри де Сен-Симон(1760-1825) был первым мыслителем, заявившим о необходимости синтезирования социально-философских и эмпирических подходов к изучению общества. Он считал, что общество представляет собой живой и целостный организм, функционирующий по объективным законам, которые необходимо исследовать с помощью методов, аналогичных точным методам естественных наук. Эти идеи Сен-Симона в дальнейшем получили развитие в работах его ученика О. Конта, которого и принято считать основоположником социологии в ее современном понимании.
Наряду с социально-философскими можно выделить и другие предпосылки возникновения социологии: развитие частных общественных наук (политической экономии, статистики, демографии, правоведения и др.); фундаментальные открытия в области естествознания и точных наук; разочарование в прежних философско-схоластических концепциях общественного устройства; бурное промышленное развитие передовых стран; формирование гражданского общества и нарастающая динамика социальных конфликтов.
Таким образом, возникновение социологии было подготовлено всем предшествующим идейным, социально-политическим, экономическим, духовным развитием человечества. Оно также было связано с глубокими изменениями мировоззренческого характера, происходившими в европейских странах в конце XVIII — начале XIX вв., с потребностями становления совершенно нового общества, утверждавшего торжество прав и свобод человека, его экономическую и духовную независимость.