Предыстория и социально-философские предпосылки возникновения социологии

Литература.

Темы рефератов.

Тема №2

История становления и развития социологии (6 часов).

План:

1. Предыстория и социально-философские предпосылки возникновения социологии.

2. Этапы развития социологии.

3. Позитивистская социология О.Конта.

4. Органическая теория общества Г.Спенсера.

5. Социологические воззрения Э.Дюркгейма.

6. «Понимающая» социология М.Вебера.

7. Социологические теории марксизма.

8. Социологическая мысль в России.

9. Основные направления современной социологии.

1. История становления и развития социологии.

2. Социологическая мысль в зарубежных странах.

3. Социологические взгляды Арондо Теодора.

4. Социологические воззрения Н.Я. Данилевского.

5. «Генетическая социология» М.М. Ковалевского.

6. Структурный функционализм Р. Мертона и Т. Парсонса.

7. Интегральное направление социологии П. Сорокина.

8. Социология Э. Фрома.

1. Багдасарьян, Н. Г. Социология: учебник / Н.Г. Багдасарьян, М.А. Козлова, Н.Р. Шушанян; под ред. Н.Г. Багдасарьян. - М. : Юрайт, 2010. - 588 с.

2. Борцов, Ю. С. Социология : учебное пособие / Ю.С. Борцов. - М. : Инфра-М, 2012. - 351 с.

3. Волков, Ю. Г. Социология : учебник / Ю.Г. Волков ; под ред. В.И. Добренькова. - 5-е изд., стер. - М. : Дашков и Ко, 2011. - 384 с.

Социология, возникшая как самостоятельная наука в XIX в., имеет свою предысторию, связанную с философ­скими традициями осмысления общества. Первое широкое представление о жизни общества дали античные филосо­фы Платон и Аристотель.

Социальные воззрения Платона (428-347гг. до н.э.) наиболее полно отражены в работе «Государство». Обще­ство, согласно Платону, пребывает в состоянии хаоса до тех пор, пока в нем не установлен твердый порядок. Осно­вой такого порядка должно быть деление общества на три класса: высший, состоящий из мудрецов, управляющих го­сударством; средний, включающий воинов, охраняющих его от смуты и беспорядка; низший, состоящий из ремеслен­ников и крестьян. Платон считал, что люди от природы не равны и управлять могут только те, кто от рождения наде­лен высшими духовными качествами, — мудрецы и фило­софы. Они должны сохранять нравственную высоту и быть образцом поведения для низших слоев общества.

У Аристотеля (384—322 до н.э.) опорой общества высту­пает средний класс. Кроме того, существуют еще два класса: богатая плутократия и лишенные собственности бедняки. Государство лучше управляется в том случае, если масса бедняков не отстранена от участия в управлении, эгоистичес­кие интересы богачей ограничены, а средний класс многочис­леннее и сильнее, чем два других. Несовершенство общества, по мнению Аристотеля, устраняется не уравнительным распределением, а моральным улучшением людей. При этом необходимо стремиться не к абсолютному равенству, а к вы­равниванию жизненных шансов. Частная собственность развивает здоровые эгоистические интересы. Однако чрез­мерное неравенство в собственности может представлять опасность для государства.

Дальнейшее развитие представления об обществе полу­чили в трудах мыслителей Нового времени. Оригинальные социально-политические идеи высказывал итальянский мыс­литель, историк и писатель Никколо Макиавелли (1469-1527). Его главное произведение «Государь» как бы про­должает основную линию платоновского «Государства», но акцент делается на политической проблематике создания сильного государства. Макиавелли первым стал рассмат­ривать политику в качестве особой сферы деятельности, которая должна осуществляться с учетом «естественных причин» и «полезных правил». Правитель, придя к влас­ти, должен опираться на народ, ибо со знатью справиться легче— она малочисленна. Государь должен уметь манев­рировать, хитрить, чтобы избежать политических ошибок и расправиться с врагами. Его конкретные поступки не мо­гут оцениваться с точки зрения морали, так как в политике действуют свои, особые правила, определяемые соображе­ниями целесообразности и достигнутого результата.

Значительный вклад в развитие социальной мысли внес английский философ-материалист Томас Гоббс (1588-1679), который разработал теорию общественного договора, став­шую основой учения о гражданском обществе. Естествен­ное состояние людей, согласно Гоббсу, — это «война всех против всех», абсолютное соперничество людей в борьбе за существование. Именно страх друг перед другом застав­ляет людей создавать гражданское общество, т.е. такое, ко­торое на договорной основе гарантирует каждому своему члену относительную безопасность. Гражданское обще­ство — высший этап социального развития; оно покоится на юридических нормах, признаваемых всеми. Граждане добровольно ограничивают личную свободу, получая вза­мен надежную защиту.

К непосредственным предшественникам социологии мно­гие исследователи относят таких крупных французских мыс­лителей, как Ш. Монтескье и А. Сен-Симон.

Философ-просветитель и правовед Шарль Луи де Мон­тескье (1689-1755) особенно плодотворно исследовал раз­личные типы политического устройства общества. Он выде­лял монархии, деспотии и республики, разделяя последние на демократические и аристократические в зависимости от того, в чьих руках — «всего народа или части его» — нахо­дится верховная власть. Основная заслуга Монтескье в этой области исследования состояла в том, что он установил за­висимость форм правления от природно-климатических и географических условий, от размера территории страны, численности ее населения, степени развитости торговли, денежного оборота, а также религии, нравов, обычаев, тра­диций и т.д. Республика, согласно Монтескье, требует не­большой территории, малочисленного населения и преоб­ладания «чувства добродетели». Монархия более вероятна в странах со средней величиной территории и численности населения, она предполагает существование чинов, преиму­ществ сословного неравенства, предпочтений, что порожда­ет преобладание «чувства чести». Деспотическое правление возникает на обширных территориях с многочисленным на­селением, среди которого преобладает «чувство страха» перед властью и друг перед другом.

Великий социалист-утопист Клод Анри де Сен-Симон(1760-1825) был первым мыслителем, заявившим о необ­ходимости синтезирования социально-философских и эмпи­рических подходов к изучению общества. Он считал, что общество представляет собой живой и целостный организм, функционирующий по объективным законам, которые необ­ходимо исследовать с помощью методов, аналогичных точ­ным методам естественных наук. Эти идеи Сен-Симона в дальнейшем получили развитие в работах его ученика О. Конта, которого и принято считать основоположником социологии в ее современном понимании.

Наряду с социально-философскими можно выделить и другие предпосылки возникновения социологии: разви­тие частных общественных наук (политической экономии, статистики, демографии, правоведения и др.); фундамен­тальные открытия в области естествознания и точных наук; разочарование в прежних философско-схоластических кон­цепциях общественного устройства; бурное промышлен­ное развитие передовых стран; формирование гражданского общества и нарастающая динамика социальных кон­фликтов.

Таким образом, возникновение социологии было подго­товлено всем предшествующим идейным, социально-поли­тическим, экономическим, духовным развитием человечества. Оно также было связано с глубокими изменениями мировоззренческого характера, происходившими в европей­ских странах в конце XVIII — начале XIX вв., с потребнос­тями становления совершенно нового общества, утверждав­шего торжество прав и свобод человека, его экономическую и духовную независимость.