Средства и способы речевого воздействия на аудиторию

пособы "борьбы" слушателей с речевым воздействием оратора:

1. Стратегия избегания – аудитория проявляет невнимание, пропускает мимо ушей важную информацию, ищет и находит повод отвлечься, не смотрит на оратора, не является на выступление, стремится сесть подальше от оратора, прием закрывания глаз.

2. Стратегия "подрыва авторитета": оратор – неспециалист, не авторитет в данной области, следовательно, все, что говорит, нельзя воспринимать серьезно. Доводы: молодой оратор (яйца курицу не учат), рядовой человек (не психолог, какие он может дать советы); слишком модно одет (думает только о своей внешности); выглядит старомодно (давно отстал от жизни). Подорвать авторитет у слушателей может слишком высокий авторитет у них другого лица (Бог, Сталин, учитель, тренер).3. Стратегия непонимания – аудитория слушает оратора, если идея ей не нравится, то считает ее или его аргументы непонятными, следовательно отвергает и саму идею. Непонимание фиктивно, просто отказ от восприятия. Если выступает любимый оратор и говорит то, с чем вы не согласны, чаше всего вы не придадите этому значение.Кспособам речевого воздействия традиционно относят убеждение и внушение.Убеждение - воздействие на сознание личности через обращение к ее собственному критическому суждению.Основу метода убеждений составляет отбор, логическое упорядочение фактов и выводов согласно единой функциональной задаче, логическое доказательство, возможно, вкупе с эмоциональным давлением, призванное обеспечить сознательное принятие реципиентом системы оценок и суждений в согласии с иной точкой зрения . К способам речевого воздействия относят доказывание (логическое аргументирование), убеждение, уговаривание, внушение, принуждение.Внушение (суггестия) - воздействие на подсознание, эмоции и чувства человека, косвенно обеспечивающее воздействие на его ум, волю, поведение за счет ослабления контрольно-регулятивной функции сознания, снижения сознательности и критичности при восприятии и реализации внушаемого содержания, а также отсутствия целенаправленного активного понимания, развернутого логического анализа и оценки данного состояния человека в соотношении с его прошлым опытомПомимо внушения и убеждения, к методам речевого воздействия, по мнению ряда исследователей, относятся заражение и подражание. Заражение - процесс передачи эмоционального состояния от одного индивида к другому на психофизиологическом уровне контакта - помимо собственно смыслового воздействия или дополнительно к нему. Психическое подражание - следование некоему примеру, образцу; самостоятельное копирование действий, воспринятых у других. У подростков и взрослых подражание выступает элементом учения в некоторых видах деятельности, либо служит цели идентификации с референтной личностью (группой). Очевидно, в ракурсе речевого воздействия подражание следует отнести либо к отсроченному речевому воздействию, внутреннему голосу «суперэго», либо к следствию внушения. Помимо способов речевого воздействия, в теоретической литературе обсуждаются типы речевого воздействия.