Архитектура и изобразительное искусство
Литература
Эллинистический период
Скульптура
На смену величавости, достоинству, некоторой суровости классического стиля 5 в. до н.э. пришли другие тенденции – драматический пафос, лиризм, задушевность и грациозность. Их воплотили в своем творчестве Скопас, Пракситель и Лисипп.
Скопас обычно передавал мифологические образы, которые поражали современников своим драматизмом и передачей сложнейшей гаммы человеческих чувств. Его «Менада», танцующая спутница Диониса, охваченная вакхическим исступлением, является шедевром мирового искусства.
Младший современник Скопаса, Пракситель, любил изображать олимпийских богов и богинь. Он отказался от прямостоящих статуй: его «Отдыхающий сатир» и «Аполлон» с ленивой грацией опираются на опоры в позе мечтательного отдыха. Самая знаменитая статуя Праксителя - «Афродита Книдская». Впервые в истории греческой скульптуры Пракситель представил Афродиту в виде прекрасной обнаженной женщины.
Стремление передать многообразие характеров – основная черта творчества третьего великого скульптора 4 в. до н.э. – Лисиппа. Он оставил потомкам прекрасный бюст Александра Македонского, сохранившийся лишь в римской мраморной копии, и разработал новый канон, воплотив его в скульптуре «Апоксиомен[26]».
Имя афинянина Леохара связано с хрестоматийным произведением – «Аполлоном Бельведерским». Изысканность и эффектность Аполлона приводили в восхищение художников эпохи Возрождения, считавших его эталоном классического стиля.
Начало эллинистической эпохе положили походы Александра Македонского (334-323 гг.до н.э.) и завоевание им территории бывшей Персидской державы (включая Египет, Месопотамию, Малую и Среднюю Азию).
При дворах эллинистических царей процветала пышная, утонченная, полная учености придворная поэзия, образцами которой были идиллии и гимны Каллимаха из Кирены, эпическая поэма «Аргонавтика» Аполлония Родосского и др. Поэзия стала искусством для избранных, ее весьма изысканный и часто вычурный стиль был далее кот проблем, волновавших общество в целом. Наиболее распространены были малые литературные формы – элегии и эпиллии, в которых преобладали мифологические и любовные сюжеты. Более жизненный характер имели короткие и выразительные эпиграммы, которые тогда писали повсюду. Картинки из жизни простых пастухов Сицилии рисует в своих знаменитых буколических (пастушеских) идиллиях Феокрит из Сиракуз.
Интересы и вкусы горожан выражали комедия и мим (бытовая сценка). Особенно славились мимы Герода, реалистически изображающие городской быт. Из многочисленных (более 60 имен) авторов возникшей в 4 в. до н.э. «новой аттической комедии», или «комедии нравов», наибольшей популярностью пользовался Менандр. Темой его комедий («Третейский суд», «Брюзга», «Щит» и др.) становится не общественная, а частная жизнь горожан.
Искусство приобрело более светский характер и представляло собой сплав различных направлений и стилей. Велось активное строительство, в том числе и новых городов: сам Александр Македонский, по преданию, основал 70 городов, названных Александриями в его честь. Новые эллинистические города имели прямоугольную форму и весьма рациональную планировку. Улицы в Пергаме были вдвое шире улиц старых греческих городов, а эллинистическая Приена наличием удобств превосходила средневековый Париж. Особое развитие в эпоху эллинизма получило сироительство общественных зданий и сооружений. Монументальность городскому ансамблю придавали обязательные портики, которые укрывали от палящего солнца и от дождя. Впоследствии римляне заимствовали этот тип конструкции. Портиками окружали агору[27], территорию храма, палестру, возведенные в каждом городе. Повсюду на склонах холмов возникают каменные театры – наиболее примечательные - в Дельфах, Додоне, Оропе, Приене, Пергаме и Сиракузах.
Постройки этого периода велись в ионическом ордере. Был построен великолепный храм Аполлона в Дидимах около Милета, строительство которого продолжалось около 200 лет.
Храм Аполлона – это гигантское здание (116х52 м.) с двумя рядами колонн по длинным сторонам и тремя по фасаду, представляющее образец классического диптера. Появился новый стиль – псевдопериптер[28], широко использовавшийся впоследствии в римской архитектуре.
Постройки эллинистического времени часто отличала тяга к колоссальному, своего рода гигантомания. Это относится прежде всего к монументальным алтарям – алтарю Гиерона II в Сиракузах и особенно в алтарю Зевса в Пергаме.
Спецификой эллинистической архитектуры считается появление нового типа общественных зданий - библиотек (в Александрии, Пергаме, Антиохии и др. городах) и сооружений научно-практического назначения - Фаросский маяк в Александрии, Башня ветров в Афинах. Самым выдающимся было творение Сострата из Книда (3 в.до н.э.) – морской маяк на о. Фарос близ Александрии, который считался одним из семи чудес света (до нашего времени не сохранился). Он представлял собой трехъярусную башню высотой 120 м.: цоколь его был квадратным, средний ярус имел форму восьмиугольника, а верхний представлял собой круглое сооружение с украшавшими его статуями. В верхней части маяка, оборудованной металлическими зеркалами, постоянно поддерживался огонь. Маяк служил одновременно наблюдательным пунктом и крепостью.
Скульптура, в отличие от архитектуры, сохранила черты стиля греческой пластики. Монархический строй эллинистических государств и иное мировоззрение вызвали к жизни официальную придворную тенденцию искусства, воплотившуюся в монументальных портретах и аллегорических статуях. Другая тенденция эллинистической скульптуры – интерес к изображению личного, частного, а не общественного. Для нее характерно любопытство к житейским подробностям, к повседневности, ко всему, что позднее стали называть «жанром».
На первый план выходят новые центры скульптурного творчества – Пергам, Александрия, Родос и Антиохия. Лучше всего известны произведения пергамской школы с характерной для нее патетикой и подчеркнутым драматизмом изображений. Так, монументальный фриз огромного Пергамского алтаря, исполненный в очень высоком рельефе, передает битву олимпийских богов с восставшими против них сынами Земли – гигантами. Гиганты гибнут, их фигуры выражают отчаяние и страдание, напротив, фигуры олимпийцев спокойные и воодушевленные. Круглая скульптура представлена работой «Умирающий галл» - великолепный образец патетики и пафоса пергамского искусства.
Традиции искусства Скопаса унаследовала одна из самых знаменитых статуй – Ника Самофракийская. Статуя богини победы была воздвигнута на о. Самофракия в честь победы родосского флота в 306 г. до н.э. Установленная на пьедестале, напоминающем нос корабля, она стояла когда-то, трубя в рог, на высоком утесе на берегу моря.
Скульпторы эллинистической эпохи обращались и к классическим образцам. Примером этого является статуя работы Агесандра - Афродита Милосская (2 в. до н.э.). Современные ей статуи богини любви были более чувственны и даже жеманны Агесандру удалось возродить дух высокой классики, создав образ высокой нравственной силы.
Блестящая школа эллинистической скульптуры существовала на о. Родос. Особой славой пользовалась скульптурная группа «Лаокоон», изваянная мастерами Агесандром, Афинодором и Полидором (1 в. до н.э.). Сюжет этой скульптуры связан с одним из мифов о Троянской войне: троянский жрец Лаокоон и его сыновья, предостерегавшие троянцев от введения в город оставленного греками-ахейцами деревянного коня, были жестоко наказаны богами – покровителями греков – Афиной и Посейдоном, которые наслали н6а троянских героев гигантских змей, задушивших их. В «Лаокооне» ярко проявился патетический дух эллинистического искусства, его вкус к некой театральности.
Не обошла эллинистическую скульптуру и страсть к гигантомании: ярким образцом является огромная, 32-метровая статуя бога Гелиоса из золоченой бронзы, установленная у входа в Родосскую гавань. Над статуей Колосса Родосского 12 лет трудился ученик Лисиппа Харес из Линда, и это чудо заняло последнюю строчку в списке «чудес света».
Синкретическая эллинистическая культура была унаследована и римлянами, покорившими эллинистические государства во 2-1 вв. до н.э. , и Византийской империей, и арабами, и вошла в золотой фонд общечеловеческой культуры. Особенно велико было влияние культуры эллинизма на римскую культуры: в Рим были вывезены многие произведения искусства, библиотеки, образованные рабы и т.д., которые обогатили латинскую культуры.
Характерные черты культуры Древней Греции
1. Культура Древней Греции отличалась глубоко светским характером и была ориентирована на свободную гражданскую личность
2. Величайшим достижением эгейской культуры было создание письменности, так называемого слогового письма
3. Эпос – особый вид искусства Древней Греции. Эпические поэмы Гомера – шедевры античной культуры.
4. Бурный расцвет поэзии, драматургии, архитектуры, скульптуры, оказавший серьезное влияние на дальнейшее развитие литературы и искусства, характеризует культуры Древней Эллады.
Яркие личности эпохи
Перикл– правитель Афин, при котором Афины стали крупнейшим культурным центром Эллады;
Поэты:
Гомер («Илиада», «Одиссея»);
Архилох с о. Парос (7 в до н.э.)
Анакреонт с о. Теос ( 6 в. до н.э.)
Алкей и Сафо (7-6 вв. до н.э.)
Пиндар (6-5 вв. до н.э.)
Драматурги:
Эсхил, Софокл, Еврипид, Аристофан;
Философы:
Демокрит из Абдеры;
Сократ (5 в. до н.э.)
Анаксагор;
Платон (4 в. до н.э.)
Аристотель (4 в. до н.э.)
«Отец медицины» Гиппократ (5-4 вв. до н э.)
Скульпторы:
Фидий, Мирон, Поликлет, Скопас, Пракситель, ЛИсипп;
Памятники культуры эпохи:
Храм Аполлона в Коринфе
Храм Посейдона в Пестуме;
Архитектурный ансамбль Афинского акрополя. Парфенон – самый большой храм Акрополя.
Храм Артемиды в Эфесе;
Мавзолей1 – гробница карийского царя Мавсола и его жены Артемисии, в Галикарнассе;
Морской маяк на о. Фарос близ Александрии, высотой около 120 м.