Архитектура

Мировоззренческие основы культуры

Культура 4 в. до н.э.

С начала 4 в. до н.э. полисная жизнь греков навала клониться к упадку. Кровопролитный войны (особенно Пелопонесская война 431-404 гг. до н.э.), политическая нестабильность, внутриполисная борьба подрывали его основу_ союз равноправных граждан. Реакцией на эти процессы было ослабление полисного патриотизма, нарушение традиционных связей государства и гражданина. Ослаблением греческих государств воспользовался северный сосед греков – молодое государство Македония, покорившее Грецию в 338 г. до н.э.

Однако политическо-экономический кризис не означал упадка греческой культуры.

Упадок общественной жизни, ослабление духа коллективизма привели к тому, что личные эмоции обособились от общественных, все тревожнее ощущалась неустойчивость бытия. Поэтому столь популярной была философия киников, основанная на учении о жизни в согласии с природой и ограничении насущных потребностей. Так, основываясь на принципах кинического учения, на пренебрежении к удобствам, проводил жизнь знаменитый Диоген. Он жил в простой бочке на площади, в полной нищете, но язвительно высмеивая пороки и условности в поведении окружающих. Он днем, с фонарем, в толпе искал того, кого бы мог назвать человеком, говоря: «Народу много, а людей немного».

Среди многочисленных учеников Сократа в 4 в до н.э. никто не встал вровень с Платоном – выдающимся философом древности. В Афинах он основал свою школу в роще, посвященной герою Академу – Академию. Платон был создателем целостной системы философского идеализма.

Самым знаменитым учеником Платона был Аристотель, сын врача из города Стагира (поэтому его часто называют Стагиритом). Аристотель впоследствии разочаровался в платоновской системе и после смерти учителя покинул Академию, произнеся при этом, по преданию, знаменитые слова: «Платон мне друг, но истина дороже». В роще, посвященной Аполлону Ликейскому, Аристотель основал новую школу, названную Ликеем, где он прогуливался со своими учениками, беседуя на философские темы[23].

Как философ, Аристотель был вдумчивым ученым. Он отверг всю систему платоновского идеализма и признал реальность объективно существующих вещей. Он также систематизировал все накопленные к его времени научные знания (механику и математику, биологию и зоологию, физику и психологию, риторику, политику, теорию искусств). Систематизировал он и философские знания, выделив логику как самостоятельную науку.

В 4 в . до н. .э центр архитектуры переместился в Малую Азию, которая вновь переживает период расцвета. В материковой Греции господствовал дорический стиль, но с более легкими пропорциями, чем раньше. В малоазийских городах сохранился ионический стиль, в котором творил, в частности, зодчий Пифей, построивший в г. Приене храм Афины. Он же впервые в истории архитектуры воздвиг такую монументальную постройку, как Мавзолей – гранжиозную гробницу карийского царя Мавсола и его жены Артимисии в г. Галикарнассе. Эту 24-ступенчатую трехъярусную мраморную пирамиду высотой 49 м., увенчанную четверкой коней в упряжке – квадригой, древние причисляли к 7 чудесам света. Здание поражало своей пышностью и далеко ушло от простоты и строгости сооружений эпохи высокой классики[24]. Не менее пышными и гигантскими были классический диптер (храм с двойным рядом колонн), также считавшийся «чудом света» - храм Артемиды в Эфесе[25]. Величественность и пышность этих построек сближали их с архитектурой Древнего Востока и свидетельствовали о приближении новой, эллинистической, эпохи, к которой слились воедино греческие и восточные культурные заимствования.

В зодчестве 4 в до н.э. ведущую роль уже играли не храмовые сооружения, а постройки светского характера – театры, помещения для собраний, палестры, гимнасии. Замечательный архитектурный ансамбль был построен в г. Эпидавре: он включал храм, стадион, гимнасий, дом для приезжающих, концертный зал и прекрасный, поражающий гармонией пропорций и хорошей акустикой театр, шедевр выдающегося зодчего Поликлета –младшего.