Архитектура
Театр
Мировоззренческие основы культуры
Первым философом, прославившим Афины, был Анаксагор. Основы рассуждений Анаксагора были материалистическими, близкими к ионийской натурфилософии. Некоторое время проживал в Афинах и знаменитый Демокрит. Ему принадлежит учение об атомах – неделимых и неизменных частицах, вечно движущихся в пустоте. ОН был автором трудов и по геометрии, арифметике, астрономии, географии, музыке, поэзии, грамматике, архитектуре, медицине – в эстом отношении с ним мог соперничать только Аристотель.
В развитии философии 5 в. до н.э. большую роль сыграли софисты - платные «учителя мудрости»[16], оказывавшие непосредственное влияние на формирование мировоззрения афинян, и особенно молодежи. Они принесли с собой новый предмет обучения: риторику, умение убеждать, управлять настроениями толпы. Самыми известными были Протагор, Горгий и Продик.
Воплощением эллинской мудрости 5 в. до н.э. стал великий Сократ, учитель Платона. Босой, в залатанном плаще, некрасивый Сократ давал уроки всем желающим и не брал платы за обучение. Сократ верил в существование объективной истины, правда, не обещая раскрыть ее непременно: ведь он сам говорил о себе6 «Я знаю, что ничего не знаю». Он обличал человеческую глупость, предрассудки, ложные мнения. Политические противники Сократа имели достаточно поводов для того, чтобы привлечь его к суду (за безбожие и аморальность), и затем, как известно, обречь философа на смерть.
В классическую эпоху наука сделалась специальной сферой деятельности. Особенно показателен прогресс медицины. «Гиппократов корпус», свод сочинений врачей, принадлежавших к школе Гиппократа (5-4 вв. до н.э.), дает представление о медицинских знаниях того времени, основанных на точных наблюдениях.
Если Гиппократа называли отцом медицины, то Геродота – отцом истории. Геродот много путешествовал, посетил Персию, Египет, берег Черного моря и свои впечатления собрал в объемном труде «История», который был первым связным изложением исторических сведений.
Трагедия (в переводе букв. – «песнь козлов») возникла из хоровой песни, дифирамба, распевавшегося «сатирами», одетыми в козлиные шкуры и изображавшими веселых спутников бога вина Диониса. В Афинах существовал ежегодный общегосударственный праздник Великих Дионисий, во время которого разыгрывались сцены из мифов в сопровождении хора сатиров ( с 6 в. до н.э.). В 5 в. до н.э. к хору были добавлены три актера, ведущие с ним диалог – так возникла драма, театральное действо.
Театр занимал особое место в жизни греков, он был общественным институтом и имел воспитательные функции.
Греческий театр во многом отличался от современного. Во-первых, в Греции не было постоянных трупп, да и профессиональные актеры появились не сразу. Финансирование и организация театральных представлений были одной из обязанностей (литургий) наиболее богатых граждан (хорегия). Во-вторых, само устройство греческого театра было своеобразным и напоминало скорее современный стадион. Представление шло под открытым небом, на круглой площадке – орхестре. Скамьи для зрителей вырубались прямо в каменистых склонах холма, у подножия которого устраивалась орхестра. Этот простейший зрительный зал назывался у греков театроном. В таком огромном открытом театре нельзя было рассмотреть ни мимику актеров, ни детали из костюмов, поэтому актеры выступали в масках, обозначавших либо сценический тип персонажа (царь, жрец, женщина и т.п.), либо душевное состояние или характер (радость, горе, надменность, отчаяние и т.д.). Приходилось увеличивать и фигуру актера, который для этого надевал обувь на высокой платформе (котурны). В греческом театре почти не было декораций. Весь набор выразительных средств был связан с ориентацией всей античной культуры на слуховое, акустическое восприятие.
Как и в других областях греческой культуры, в театре присутствовал дух состязательности - агон. Театральные постановки шли три дня подряд, во время празднования Великих Дионисий. Давали обязательно три трагедии и одну сатировскую драму, т.е. комедию. В каждом представлении участвовали три драматурга, а зрители должны были определить лучшую постановку, лучшего актера и лучшего хорега (организатора представления). В заключительный день праздника победители получали награды.
Всемирную славу греческой трагедии принесли три величайших афинских драматурга – «отец трагедии» Эсхил и два его современника – Софокл и Еврипид. Эсхил[17] (трагедии «Персы», «Прикованный Прометей», «Орестея» и др.) побеждал в состязании драматургов 13 раз. Главная тема трагедий Эсхила – проблема моральной ответственности за причиненное зло, проблема рока как силы, стоящей над обществом, и возмездия. Софокл[18] признавался лучшим трагиком 24 раза. Созданные им образы – царь Эдип, Антигона, Электра – глубоко человечны. Конфликт трагедий Софокла – в драматическом противоборстве человека и неотвратимого рока, судьбы. Творчество младшего из трех знаменитых драматургов - Еврипида[19] – отличается пристальным интересом к человеческой личности, ее индивидуальности, ее влечениям и порывам, радостям и страданиям. Созданные им образы, особенно женские (Медея, Федра) отличаются глубиной психологических характеристик.
Расцвет греческой комедии (5 в до н.э.) связан с именем Аристофана («Всадники», «Осы», «Облака», «Лягушки», «Мир», «Лисистрата» и др.). Сюжеты комедий Аристофана взяты из тогдашней политического жизни Афин. Это отличает греческую комедию с ее язвительной сатирой и политической заостренностью от классической трагедии с ее интересом к легендарному мифологическому прошлому древних греков.
Наибольшего размаха монументальное строительство достигло в Афинах. За неполных два десятилетия (445-427 гг. до н.э.)в Афинах был воздвигнут великолепный ансамбль Афинского Акрополя[20], ставший символом античной Греции. Возведенный в честь победы греков над персами, он был средоточием замечательных творений афинских зодчих и скульпторов, символом демократического, свободного государства.
Строительными работами и украшением Афинского акрополя в 5 в. до н.э. руководил замечательный скульптор Фидий. Самый большой храм Акрополя – Парфенон, посвященный богине Афине-Деве (создатели – Иктин и Калликрат). Построенный из светлого мрамора, окруженный около 46 колоннами дорического ордера и обрамленный ионическим фризом, Парфенон был воплощением гармонии и строгости. Также в сочетании дорического и ионического стилей были выполнены величественные ворота, ведущие на Акрополь – Пропилеи (архитектор Мнесикл). В архитектуре небольшого и очень изящного храма Афины- Ники Аптерос, напротив, преобладали ионические черты.
В ионическом ордере был построен в конце 5 в. до н.э. своеобразный по замыслу храм в честь Афины, Посейдона и героя Эрехтея - Эрехтейон - образец редко встречающегося в греческой архитектуре храма с ассиметричным планом. Каждый из его фасадов оформлен по-разному. Особенно живописен южный – вместо колонн там стоят 6 женских фигур – знаменитые кариатиды.