Керамика

Скульптура

Скульптура архаического периода отличалась несовершенством, создавая, как правило, обобщенный образ[14]. Это так называемые куросы («юноши»), именуемые также архаическими Аполлонами. До нашего времени дошло несколько десятков таких статуй. Наиболее известная – мраморная фигура Аполлона из Теней. На устах его играет характерная для той поры условная «архаическая улыбка», глаза широко раскрыты, руки опущены и сжаты в кулаки. Принцип фронтальности изображен в полной мере. Архаические женские статуи представлены так называемыми корами («девушками») в длинных ниспадающих одеждах. Головы девушек украшены локонами, сами статуи полны изящества и грации. К концу 6 в. до н.э. греческие скульпторы научились преодолевать статичность.

Искусство вазовой росписи свидетельствует о любви греков к цвету и краскам. Формы сосудов столь же различны, как и их функции. Наряду с кратерами для смешения вина, пифосами и амфорами для хранения оливкового масла, вина и зерна, изготовлялись и маленькие флакончики для благовоний, тарелки, большие блюда. Великолепные панафинейские амфоры вручали победителю на играх, стройные лекифы ставили на могилы. Керамика сопровождала человека на всем его жизненном пути.

Стиль искусства вазовой росписи 7 в. до н.э. часто называют ориентализирующим, т.е. близким к восточному. В 6 в.до н.э. появляется чернофигурная вазопись. Широко известны вазы, расписанные мастером Эксекием на мифологические сюжеты: «Аякс и Ахилл».

В середине 6 в. до н.э. появился стиль краснофигурной росписи. Вместо черных фигур на светлом фоне стали изображать светлые фигуры на темном фоне – это дало простор для более тщательной разработки деталей (наиболее известные мастера – Эвтимид и Эвфроний). Помимо сцен из мифологии и гомеровского эпоса на вазах краснофигурного стиля запечатлены повседневные занятия и развлечения древних эллинов. Стремление к реализму в изображении, к гармонии между изображенными фигурами и формой сосуда делает керамику именно этого периода особенно ценной в глазах знатоков искусства.

Высокая классика

Высшей экономического, политического и культурного подъема Греция достигла в середине 5 в. до н.э., при Перикле.

В начале 5 в.до н.э. центр тяжести культурного мира переместился в Афины. Правители Афин стремились сделать родной город крупнейшим культурным центром Эллады.

Кипучая общественная жизнь отличала Афины середины 5 в. до н.э. Все полноправные граждане полиса участвовали в народном собрании - экклесии, обладавшем высшей властью. Афинское государство заботилось и о культурном досуге своих граждан, давая им возможность посещать театр. Малоимущим из казны выплачивали театральные деньги – теорикон –два обола[15] на посещение театра. В Афинах существовала и развития система образования: дети с семи до шестнадцати лет получали образование в частных платных школах: преподавались грамота, литература, математика, музыка. Большое внимание уделялось физическому воспитанию. Многочисленные гимнасионы с залами и банями, палестры для тренировок молодежи превратили занятия спортом из привилегии знати в право любого афинского гражданина. Целью образования было всестороннее развитие личности. В Афины 5 в. до н.э., где существовали наилучшие тогда условия для свободного творчества, стремились ученые и художники из других греческих городов.