Архитектура

Игры

Отличительной особенностью культуры древних греков был агон, т.е. состязательное начало. Постепенно в греческом обществе утверждается идея о победе в состязании как высшей ценности, прославляющей победителя и приносящей ему почет и уважение в обществе. Формирование представления об агоне дало начало различным играм, носившим аристократический характер (участвовать в играх ни рабы, ни полусвободные, ни иноземцы не имели права). Древнейшими и самыми важными были игры, устроенные впервые в 776 г. до н.э. в честь Зевса Олимпийского и с тех пор повторяющиеся каждые четыре года (местом проведения игр была Олимпия в Пелопоннесе). Они продолжались 5 дней, и на это время по всей Греции провозглашался священный мир. Наградой победителю была лишь оливковая ветвь. Атлет, трижды одержавший победу в играх («олимпионик»), получал право на установку своей статуи в священной роще храма Зевса Олимпийского. Атлеты состязались в беге, кулачной борьбе, беге на колесницах. Позже к олимпийским играм добавились Пифийские игры в Дельфах ( в честь Аполлона) – наградой победителю был лавровый венок, Истмийские (в честь бога Посейдона) на Коринфском перешейке, где наградой был венок из сосновых веток, и, наконец, Немейские игры ( в честь Зевса). Участники всех игр выступали нагими, поэтому женщинам под страхом смертной казни запрещалось присутствовать на играх, зато прекрасное обнаженное тело атлета стало одним из самых распространенных мотивов древнегреческого искусства.

Письменность и литература

Одним из наиболее важных факторов греческой культуры 8-6 вв. до н.э. по праву считается новая система письменности. Через посредство финикийцев греки приняли семитский алфавит, усовершенствовав его путем добавления нескольких знаков для обозначения гласных. Алфавитное письмо было удобнее древнего слогового письма микенской эпохи: оно состояло всего из 24 знаков. Греческий алфавит имел ряд вариантов, наиболее распространенным был ионийский, принятый в частности, в Аттике (Афинах).

В архаический период сформировалось новое течение в греческой литературе. Теперь поэтов привлекает сегодняшняя жизнь, чувства и переживания отдельного человека. Этот жанр получил название лирики[10].

Появление и развитие лирической поэзии связано с именем Архилоха с о. Парос (7 в.до н. э.). С невиданной прежде силой он передал в своих стихах и порывы страсти, и оскорбленное самолюбие, и желание мести, и готовность стойко переносить превратности судьбы. Вместо гекзаметра[11] Архилох ввел в литературу новые размеры – ямб и трохей. Еще один иониец, Анакреонт с о. Теос (6 в. до н.э.), остался в памяти человечества как певец дружеских пиров и любви, имевший в более поздние века немало последователей и подражателей[12]. Именно лирика Анакреонта создала известный всем образ веселых, радостно и безмятежно пирующих греков.

Лучших своих представителей архаическая лирика обрела на о. Лесбос на рубеже 7-6 вв. до н.э. Это поэт Алкей и поэтесса тончайшего лирического дарования Сафо, известная как автор любовных стихов и эпиталам (свадебных песен). Древняя Спарта стала центром развития хоровой лирики, одной их наиболее часто встречающихся форм которой был дифирамб – песнь в честь бога Диониса.

Во всем греческом мире распространилась слава о поэте Пиндаре (6-5 вв. до н.э.) , воспевавшем высшую добродетель – арете – врожденное чувство аристократа, означавшее доблесть, физическое совершенство, благородство и достоинство.

В эпоху архаики уже возникли основные типы и формы греческого искусства, которые затем получат развитие в классический период. Все достижения греческой архитектуры того времени связаны со строительством храмов. В 7 в. до н.э. возникла система ордеров, т.е. особого соотношения несущих и несомых частей здания в балочно-стоечной конструкции. Определились основные особенности двух главных архитектурных ордеров - дорического и ионического.

Дорический ордер, распространенный главным образом в южной Греции, отличался тяжеловесностью и массивностью колонн, простой и строгой капителью[13], стремлением к монументальности, мужественности, совершенству пропорций. В ионическом ордере ценились, напротив, легкость, изящество, прихотливость линий, капитель имела характерную форму, похожую на рога барана (так называемые волюты). В 5 в. до н.э. сложился коринфский ордер – пышный, зрелищный, со сложной капителью, похожей на цветочную корзину.

Типичными образцами дорических храмов были храмы Аполлона в Коринфе и Посейдона в Пестуме. Ионические храмы того времени большей частью уничтожены. Известны по описаниям храм Артемиды в Эфесе, храм Геры на о. Самос, Аполлона в Дидимах. Особенностью архаических храмов была богатая полихромная роспись. Древняя Греция была родиной мраморных сооружений, которые блистали всем разноцветьем красок – красной, синей, золотой, зеленой на фоне сияющего солнца и лучезарного неба.