Архитектура, живопись
Эгейская (Крито-микенская) культура
В начале 1 тыс. до н.э. древневосточные цивилизации вступили в полосу упадка и уступили свое место новому культурному очагу, возникшему в Средиземноморском регионе. Но еще в 3-2 тыс. до н.э. , одновременно с древневосточными культурами, в Восточном Средиземноморье и некоторых областях материковой Греции существовала высокоразвитая эгейская культура. В е состав входили следующие культурные общности:
древнейшая, критская, или минойская, с центром на о. Крит в Эгейском море;
Кикладская (культура островов Эгейского моря, кругообразно расположенных вокруг о. Делос)
Элладская- в Балканской Греции.
Во 2 тыс. до н.э. в материковой Греции возникла близкая к критской микенская, или ахейская культура.
Центрами эгейской цивилизации были монументальные дворцовые комплексы критских правителей. Дворцы в городах Кносс, Маллия, Фест, Закро и др. были украшены колоннадами и фресками. Их монументальная архитектура и фресковые росписи - главные черты, отличающие Крит от современных ему кикладской и элладской цивилизаций, имевших более примитивный характер. Кносский дворец (греки называли его Лабиринт) несет на себе признаки восточной пышности, его архитектура напоминает древнеегипетскую храмовую архитектуру с огромным количеством залов, многочисленными коридорами и переходами. Одной из достопримечательностей Кносского дворца были световые дворики и колодцы (световые отверстия в перекрытиях). С моря дворец выглядел особенно живописно: ряды колонн как бы карабкались наверх, создавая впечатление обширного архитектурного пространства (дворец был 2-х-3-хэтажным).
Величайшим достижением эгейской культуры было создание письменности (18-17 вв.до н.э.) – так называемого слогового (линейного письма А.
Критская письменность до сих пор не расшифрована.
Микенская (ахейская) культура многое позаимствовала у критян, но отличалась рядом своеобразных черт. Ахейцы, например, строили мощные оборонительные сооружения: в отличие от критской, микенская цивилизация была более суровой и мужественной. Символами могущества местных царей были крупные укрепления на возвышенных местах, обнесенные прочными стенами. Греки сами считали, что эти стены воздвигли циклопы - одноглазые великаны - настолько огромными были громоздящиеся один на другой каменные блоки. Достопримечательностью Микен были знаменитые «Львиные ворота», украшенные рельефом с изображением двух львиц. Микенские цари воздвигали для себя величественные купольные гробницы, или толосы. К наиболее пышным усыпальницам относится гробница Агамемнона, поражающая своей монументальностью: ее купол выложен из 33 каменных колец. В отличие от критских дворцов, где центральным ядром был открытый двор, центром микенских дворцов был мегарон- зал с очагом, окруженный колоннами. Стены дворцовых покоев покрыты многочисленными фресками с изображением охотничьих и батальных сцен.
Микенская письменность (линейное письмо Б) была дешифрована в 1953 г. Создатели ахейской культуры говорили на греческом языке. Правда, более архаичном, чем язык позднейшего классического периода.
Гомеровский период (11-9 вв. до н.э.)