Искусство Амарнской эпохи
В истории эпохи Нового царства был весьма кратковременный период, который, однако, произвел переворот в политической и религиозной жизни Египта, а также в его искусстве.
В XV в. до н.э. в Египте правила 18 династия фараонов, одним из которой был Аменхотеп IV – яркая фигура египетской истории. В его правление произошел конфликт фараона с могущественным фиванским жречеством Амона, влияние которого представляло угрозу царской власти. Чтобы разом покончить с влиятельными жрецами, Аменхотеп IV утановил для всеобщего почитания культ божества солнечного диска – Атона. Все другие культы, в том числе и Амона, были запрещены, тем самым вводилось единобожие (монотеизм). Бог Атон, в отличие от прочих египетских богов, не имел изображения (ни антропоморфного, ни зооморфного), его символом был солнечный диск с отходящими от него лучами, заканчивающимися простертыми ладонями.
Чтобы искоренить даже память о ненавистном ему Амоне, Аменхотеп IV поменял имя на Эхнатон, т.е. угодный Атону, и основал новую столицу и религиозный центр – город Ахетатон (современная Амарна) (в переводе - горизонт Атона), куда переехал со своим двором.
Он удалил приверженцев старых культов, окружив себя художниками и поэтами. Смело сломал Эхнатон и традиционные правила в изобразительном искусстве: от живописцев и скульпторов он требовал не следования канону, а лишь служения истине. Появляются изящные рельефы, многоцветные росписи, изображения простых людей. Амарнский период создал целую галерею скульптурных портретов. Вот сам Эхнатон – узкое лицо с раскосыми глазами, большая голова неправильной формы, короткие и худые ноги. Его портреты выполнены с потрясающей психологической достоверностью. Часто фараона изображают в домашней обстановке. Всемирно известным стал портрет супруги фараона – царицы Нефертити в высоком головном уборе. Амарнское искусство пронизано светскими мотивами и жизнелюбием и этим сильно отличается от традиционного искусства Древнего Востока.
Литература
Амарна была стимулом и для появления уникального явления на Древнем Востоке – некультовой любовной лирики, которая вместе с реалистическим скульптурным портретом значительно отличалась от традиционного искусства Древнего Востока, напоминая скорее светское искусство Западной Европы.
Архитектура
После Амарнского периода усиливается начавшаяся еще при Аменхотепе III своего рода гигантомания в храмовом строительстве, которая проявилась также в сооружении царских статуй-колоссов. Самый большой заупокойный храм, развалины которого сохранились до наших дней, приказал построить Рамсес II. Это знаменитый Рамессеум на западном берегу Фив. Там до сих пор стоят десятки колоссальных колонн, а посреди образуемого ими двора лежит огромная разбитая статуя Рамсеса, достигавшая 17 м. в высоту и весившая болеет 110 т. Рамсес II был одним из самых знаменитых фараонов Древнего Египта, он провел на троне 66 лет и построил больше храмов и городов, чем кто-либо из правителей до него.
Особым типом храмового зодчества в эпоху Нового царства стали храмы, вырубленные в толще скалы. Их называют скальными, или пещерными, храмами. Одним из самых известных является заупокойный храм Рамсесе II в Абу-Симбеле. Фасад храма развернут к Нилу. ПО обе стороны узкого входа возвышаются четыре сидящих статуи фараона 20метровой высоты. Внутри скалы на глубине 55 м. вырублены многочисленные помещения, воссоздающие классический тип египетского храма (открытый двор, колонный зал, святилище). Строительство заупокойного ансамбля Рамсеса III в Мединет-Абу (20 династия), напоминающего крепость, завершает эту блестящую эпоху храмового зодчества.
Фараоны Нового царства не строили пирамид. Усыпальницами им служили подземные гробницы знаменитой Долины царей в западной части Фив. Ныне известно около 60 таких гробниц. Самой монументальной из ни является скальная гробница Сети I с великолепными росписями и тысячами статуй. Гробницам фараонов Нового царства полагалось навеки скрытыми от глаз людей. Их тщательно замуровывали, Но это не спасло их от разграбления. Единственная оставшаяся почти не тронутой – знаменитая гробница Тутанхамона, открытая Говардом Картером (английским археологом) в 1922 г. и показавшая миру бесчисленные богатства фараонов. Золотые и позолоченные статуи, золотой саркофаг, золотая маска фараона, богато разукрашенное оружие, драгоценные камни, алебастровые сосуды и т.д. сделали открытие гробницы фараона Тутанхамона археологической сенсацией. Общий вес золота, обнаруженного в этой гробнице, составил боле 1 тонны.