Архитектура
Геометрический орнамент
Орнамент – узор, состоящий из ритмически упорядоченных элементов для украшения каких-либо предметов или архитектурных сооружений.
Геометрический орнамент применялся уже в древнекаменном веке (зигзагообразные линии на костяных изделиях). В эпоху земледелия орнамент уже представляет собой искусство геометрических абстракций: круге, овале, линии. Фигурки женского божества подразумевают уже не реальную женщину, а обобщенное понятие плодородия. Спираль или ломаная линия обозначали воду, треугольник – плодородие, мир представлялся ромбом, ориентированным по сторонам света. Это была закодированная картина мира, отраженная на глиняной посуде.
Важнейшим моментом формирующейся земледельческой цивилизации стало зарождение архитектуры как вида искусства. Под архитектурой понимается искусство проектировать и строить здания с заранее намеченными целями и проектом, отвечающим техническим возможностям и критериям местного коллектива (поселка, города, страны).
Самой ранней формой человеческого жилья служили стоянки - временные неукрепленные лагеря первобытных охотников и собирателей. На смену стоянкам охотников каменного века пришли поселения (селища) земледельцев, которые могли принимать форму крепости (сооружения из огромных грубо отесанных каменей) или городища (группа жилых домов и хозяйственных построек, обнесенных земляным валом или деревянным забором). Позже крепость и городище, как два разных типа поселения, соединяются и превращаются в укрепленные города-крепости. Позже, в период древневосточных цивилизаций, архитектурная организация пространства населенных пунктов, создание городов и поселков, регулирование систем расселения выделилось в особую область – градостроительство.
На пересечении скульптуры, архитектуры и религии возникло особое искусство – погребения.
Обряды погребения отражали двойственное стремление – удалить, обезвредить умершего и проявить заботу о нем: связывание трупа, заваливание камнями, кремация и т.п. сочетались со снабжением умершего инвентарем, а также жертвоприношениями, мумификацией и т.д.
У кроманьонцев был высокий уровень погребений. Умершим они давали в последний путь не только одежду, оружие и пищу, но и искусно изготовленные украшения (вероятно, служившие талисманами). В таких моголах встречаются ожерелья из раковин и бусы из зубов животных, сетки для волос и браслеты. Мертвых засыпали кроваво-красной охрой, причем телам придавали согнутое положение, так что колени почти касались подбородка.
Обряды погребения зависели от общественного положения умершего (курганы вождей), религиозных представлений и др.
В архитектурном плане погребения делятся на два вида: с надмогильными сооружениями (курганы, мегалиты, гробницы) и грунтовые.
Курганы представляют надмогильные насыпи из земли или камня, полусферической или конической формы. Древнейшие курганы датируются 4-3 тыс. до н.э., позднейшие – 14-15 вв. н.э.
Мегалиты – культовые сооружения 3-2- тыс. до н.э. из огромных необработанных или полуобработанных каменных глыб. Наибольшую известность получили мегалиты Западной Европы (Стонхендж, Карнак), Северной Африки и Кавказа. К мегалитам относятся менгиры – вертикально поставленные камни, дольмены – два вертикально стоящих камня с поперечно положенным сверху камнем, и кромлехи.
Глубокие изменения в эпоху нового каменного века затронули не только формы хозяйствования, но и религию, что отразилось и в искусстве. В языческой религии сформировались два принципиально отличных типа верований.
Пастухи-кочевники поклонялись мужскому началу – богу, воплощавшему силы самцом животного, чаще всего в образе быка. Земледельцы, наоборот, имели постоянное жилье, а земля и скот составляли их имущество. Дом, очаг и благодатная почва отождествлялись с плодородием в образе женщины. Основными символами женщины как носительницы жизни была геометрия пространства, разделенного на четыре стороны света, циклы Луны и вода. Вместо верований в бога-мужчину появились представления о Великой Матери. В Месопотамии это была Иннин- Иштар, в Египте- Исида. Фигурки Великой Матери стояли во всех жилищах земледельцев.
Однако по мере своего дальнейшего развития все древневосточные цивилизации отошли от женского начала в культуре. Его вытеснило мужское начало. Понятие патриархата антропологи прочно связывают с древневосточными цивилизациями зрелого периода. Патриархат означает преобладающую роль мужчин в хозяйстве, обществе и семье. Он возник на основе подъема хозяйственной деятельности: развития скотоводства, плужного земледелия, металлообработки.
Это время разложения первобытного общества и формирования ранних государств. Феномен государства и патриархата стали предтечей зарождения культуры и цивилизации в современном понимании.