Конституции 1993 г.
Государственная власть. Понятие и принцип разделения властей по
В соответствии с К. РФ ст. 1, РФ есть демократическое государство. Демократизм находит свое выражение в народовластии, в разделении властей, в политическом многообразии, в признании местного самоуправления. Согласно ст. 3 К. носителем суверенитета и единственным источником власти является многонациональный российский народ. Это означает, что Россия провозглашается государством народовластия. Каждая из 2-х категорий - народ и власть - составляющих понятие народовластия, сложна и требует специального рассмотрения. С юридической точки зрения понятие народ отождествляется с понятием гражданин и определяется как принадлежность ассоциированной в рамках единой территорий, совокупности людей к соответствующему государству. Власть есть возможность распоряжаться и управлять кем-либо и чем-либо, подчиняя своей воле других. Власть это явление социальное. Она возникает вместе с возникновением общества и существует во всяком обществе, поскольку любое общество требует управления, которое обеспечивается различными средствами, включая и принуждение. С возникновением государства возникает и государственная власть как один из существенных признаков государства. Государственная власть имеет в качестве своих основных элементов общую волю и силу, способную обеспечить подчинение государственной власти всех членов общества. Государственная власть не совпадает непосредственно с населением и осуществляется особым государственным аппаратом. Он представляет собой совокупность государственных учреждений, посредством которых реализуются функции государства. Государственная власть обладает силой государственного принуждения, осуществляемого специально приспособленным для этого аппаратом принуждения, являющимся частью государственного аппарата. Государство в необходимых случаях применяет меры государственного принуждения к лицам, совершившим правонарушение. Государственная власть не единственная форма осуществления народовластия. Еще одной формой является местное самоуправление, органы которого не входят в органы государственной власти. Т. о. народовластие - принадлежность всей власти народу, а также свободное осуществление народом этой власти в полном соответствии с его суверенной волей и коренными интересами.
В равных обществах и государствах характер государственной власти различен, в одних руководство со стороны государства означает прямое насилие, в другом - скрытое принуждение, в третьем - организаторскую деятельность. Имеет место и сочетание разных средств проведения государственной воли, различны также и принципы осуществления государственной власти. К. в ст. 10 закрепляет принцип организации государственной власти в РФ. Государственная власть в РФ осуществляется на основе разделения на законодательный, исполнительный и судебный органы. Законодательная, исполнительная и судебная власти самостоятельны. Принцип разделения властей был вьфаботан Мировым сообществом в ходе развития демократических государств. Суть его заключается в том, что демократический политический режим может быть установлен в государстве только при условии разделения функции государственной власти между самостоятельными государственными органами. Напротив, соединение законодательной, исполнительной и судебной функций в деятельности одного органа государственной власти приводит к чрезмерной концентрации власти, что создает условия для установления в государстве диктаторского пролетарского режима. Каждый государственный орган, осуществляющий одну из 3-х функций государственной власти, взаимодействует с другими органами, и при этом они ограничивают друг друга. Такая схема взаимоотношений называется системой сдержек и противовесов на федеральном уровне организации власти в РФ. Согласно К., РФ выглядит следующим оразом: законодательный орган - Федеральное Собрание - принимает законы, определяющие нормативную базу деятельности всех органов государственной власти, участвует в формировании Правительства. Так, например, Совет Федерации назначает судей Конституционного суда, ВС и ВАС.
Правительство РФ осуществляет исполнительную властью, организует исполнение законов, различными способами, например, право законодательной инициативы влияет на законодательный процесс; возможности ГД выражать недоверие Правительству, сбалансировано возможностью роспуска ГД Президентом РФ, в случае, если ГД повторно в течение 3-х месяцев выразит недоверие Правительству. Конституционный Суд РФ, ВС, ВАС осуществляют судебную власть в РФ, обладают правом законодательной инициативы, осуществляют судебную власть путем рассмотрения конкретных дел, сторонами в которых являются не только юридические и физические лица, но и государственные органы.
Президент РФ, являясь главой государства, не входит в систему разделения властей, выполняя задачи, возложенные на него Конституцией. Президент обеспечивает
необходимое согласование деятельности различных ветвей власти и обеспечивает их четкое и согласованное функционирование.
Положение ст. 10 К. относится не только к организации государственной власти на среднем уровне, но и к системе государственной власти в субъектах РФ. Так, например, в республиках в составе РФ Президент является главой республики и/или главой исполнительной власти. Исполнительная власть в республике осуществляется Правительством республики. Законодательная власть - Парламентом, судебная - судами республик. В других субъектах Федерации (например, в Томской области) законодательную власть осуществляет ГД Томской области, исполнительную власть -высшее должностное лицо - губернатор Томской обл. и администрация Томской области, судебную власть - система федеральных судов - это суды общей юрисдикции и областной Арбитражный суд, а также суды Томской области - суды субъектов, к которым относятся мировые судьи и может быть образован уставный суд Томской области.