ВПЕРВЫЕ! философская проблематика в литературном произведении

- сюжет подчинен испытанию некой философской концепции

- нет требования к правдоподобию ( в отл от класс)

- герой – носитель неких идей

- новый прием: реализованная метафора

- язык Кальдерона сложнее де Веги

 

- Произведения Кальдерона:

1. Ауторелигиозные пьесы

2. Пьесы на светские темы

2.1. Комедии

2.2. Драмы чести

2.3. Религиозно-философские темы

- комедии Кальдерона невеселые

 

«Стойкий принц»

- житийна драма

- не драма чести

- концепция свободы воли: выбор

- для дона Фернандо честь важна, но духовные принципы важнее

- внешняя свобода ограничена, но внутреннюю свободу у человека никто не отнимет, если он сам того не допустит

- два сюжетных центра, которые друг друга дополняют и разъясняют

- 2ой такой центр – мавританская принцесса Феникс

- противопоставление христианства и мусульманского мира

- ключевой момент: Дон Фернандо обменивается на принцессу Феникс

- Принцесса Феникс – обмен на мертвеца

- Для мавров высшая ценность – живая красота

-Дон Фернандо умирает в плену

- за него предлагают взамен принцессу Феникс

- король мавров, как и Феникс, не признают такого обмена

 

«Жизнь есть сон»

- метафора распространена в испанской культуре барокко

- основные метафоры испанской культуры:

1) жизнь есть театр (встречаем у Шекспира)

2) жизнь есть сон

- подчеркивается иллюзорность и переменчивость жизни

- пробуждение – смерть

- после смерти жизнь вечная

- важно не то кем, а каким ты был в земной жизни

- условный сюжет, в котором раскрывается иллюзорность жизни

- действие происходит в Польше

- в Испанских пьесах того времени часто действие разворачивается не в Испании, но в странах, которые условны, т.к. похожи на Испанию

- у короля Басилио рождается сын

- король составляет гороскоп

- но оказывается, что сын должен убить мать, свергнуть отца и стать злостным тираном

- частично сбывается пророчество: королева умирает при родах

- тогда принца велел Басилио заточить в башню

- попытка изменить судьбу, но эта попытка механическая и примитивная, и она не меняет, а только усугубляет предсказанное

- единственный человек, которого он там видит – его тюремщик-воспитатель

- => никакого духовного воспитания

- принц Сигизмунд сидит в башне 20 лет

- Кальдерон использует прием реализованной метафоры: звериная сущность Сигизмунда-прикован цепями и одет в звериные шкуры

- мечтает о свободе, но для него свобода – это свобода птицы, зверя, ручья => о свободе внешней, проявлении и осуществлении желаний

- он удивляется, почему он, человек, существо более совершенное, несвободен

- Басилио хочет проверить гороскоп и приказывает во сне перенести сына во дворец

- когда он просыпается, ему говорят, что он вовсе не заключенный, а наследный принц

- первое его чувство – злость: за что его тогда 20 лет держали в башне

- начинает осуществлять свободу, о которой мечтал: дерется с придворными, одного из них выбрасывает в окно, набрасывается на первую попавшуюся девушку и т.п.

- предсказание сбывается => Басилио опять приказывает заточить сына в башню, тоже во сне

- когда он просыпается в башне, тюремщик убеждает его, что все было лишь сон

- ему начинают внушать, что все в этом мире иллюзорно

- Сигизмунд начинает переосмыслять поведение и позицию, начинает задумываться о свободе духовной

- старается обуздать свою животную сущность

- решает, что можно стать свободным, ограничив себя

- перемещение из тюрьмы во дворец и обратно – концентрированное изображение жизни человека, которое Кальдерон уложил в три дня

- во внешнем мире: народ, узнав, что есть наследный принц (до этого вопрос наследования престола был открыт, король Басилио приблизил к себе двух племянников, одного из которых и хотел сделать королем) поднимает восстание, свергает Басилио и освобождает Сигизмунда

- Сигизмунд соглашается стать королем

- Басилило пытался избежать судьбы, но делал это очень просто => только приблизил её (признаки античной культуры)

- Сигизмунд, изменил свою судьбу – стал не тираном, а мудрым правителем (признаки христианской культуры)

- второй центральный персонаж (как и в «Стойком принце») – девушка Росаура=Роса (роза) + аура (заря)

- Росаура поражает всех своей красотой, внутренним сиянием, хотя она не идеальна как личность

- она не противопоставляется главному герою, как в «Стойком принце», а СОпоставляется с ним

- Сигизмунд называет ее сестрой по духу

- Росаура падает с лошадЬЮ – символ нравственного падения

- она ищет любовника, который обесчестил ее и пропал

- она ищет его чтобы отомстить

- обесчещенная девушка – выброшена из общества

- поэтому впервые в пьесе она появляется в мужском наряде

- на нее-то и набрасывается Сигизмунд

- он еще не знает, что она девушка. Он бросается на нее, но его останавливает красота как таковая

- первая их встреча – Росаура случайно заходит в башню Сигизмунда

- когда становится королем, женит ее на Астолько – ее любовнике, т.е. восстанавливает ее честь

- сам женится на принцессе, своей ровне