ВПЕРВЫЕ! философская проблематика в литературном произведении
- сюжет подчинен испытанию некой философской концепции
- нет требования к правдоподобию ( в отл от класс)
- герой – носитель неких идей
- новый прием: реализованная метафора
- язык Кальдерона сложнее де Веги
- Произведения Кальдерона:
1. Ауторелигиозные пьесы
2. Пьесы на светские темы
2.1. Комедии
2.2. Драмы чести
2.3. Религиозно-философские темы
- комедии Кальдерона невеселые
«Стойкий принц»
- житийна драма
- не драма чести
- концепция свободы воли: выбор
- для дона Фернандо честь важна, но духовные принципы важнее
- внешняя свобода ограничена, но внутреннюю свободу у человека никто не отнимет, если он сам того не допустит
- два сюжетных центра, которые друг друга дополняют и разъясняют
- 2ой такой центр – мавританская принцесса Феникс
- противопоставление христианства и мусульманского мира
- ключевой момент: Дон Фернандо обменивается на принцессу Феникс
- Принцесса Феникс – обмен на мертвеца
- Для мавров высшая ценность – живая красота
-Дон Фернандо умирает в плену
- за него предлагают взамен принцессу Феникс
- король мавров, как и Феникс, не признают такого обмена
«Жизнь есть сон»
- метафора распространена в испанской культуре барокко
- основные метафоры испанской культуры:
1) жизнь есть театр (встречаем у Шекспира)
2) жизнь есть сон
- подчеркивается иллюзорность и переменчивость жизни
- пробуждение – смерть
- после смерти жизнь вечная
- важно не то кем, а каким ты был в земной жизни
- условный сюжет, в котором раскрывается иллюзорность жизни
- действие происходит в Польше
- в Испанских пьесах того времени часто действие разворачивается не в Испании, но в странах, которые условны, т.к. похожи на Испанию
- у короля Басилио рождается сын
- король составляет гороскоп
- но оказывается, что сын должен убить мать, свергнуть отца и стать злостным тираном
- частично сбывается пророчество: королева умирает при родах
- тогда принца велел Басилио заточить в башню
- попытка изменить судьбу, но эта попытка механическая и примитивная, и она не меняет, а только усугубляет предсказанное
- единственный человек, которого он там видит – его тюремщик-воспитатель
- => никакого духовного воспитания
- принц Сигизмунд сидит в башне 20 лет
- Кальдерон использует прием реализованной метафоры: звериная сущность Сигизмунда-прикован цепями и одет в звериные шкуры
- мечтает о свободе, но для него свобода – это свобода птицы, зверя, ручья => о свободе внешней, проявлении и осуществлении желаний
- он удивляется, почему он, человек, существо более совершенное, несвободен
- Басилио хочет проверить гороскоп и приказывает во сне перенести сына во дворец
- когда он просыпается, ему говорят, что он вовсе не заключенный, а наследный принц
- первое его чувство – злость: за что его тогда 20 лет держали в башне
- начинает осуществлять свободу, о которой мечтал: дерется с придворными, одного из них выбрасывает в окно, набрасывается на первую попавшуюся девушку и т.п.
- предсказание сбывается => Басилио опять приказывает заточить сына в башню, тоже во сне
- когда он просыпается в башне, тюремщик убеждает его, что все было лишь сон
- ему начинают внушать, что все в этом мире иллюзорно
- Сигизмунд начинает переосмыслять поведение и позицию, начинает задумываться о свободе духовной
- старается обуздать свою животную сущность
- решает, что можно стать свободным, ограничив себя
- перемещение из тюрьмы во дворец и обратно – концентрированное изображение жизни человека, которое Кальдерон уложил в три дня
- во внешнем мире: народ, узнав, что есть наследный принц (до этого вопрос наследования престола был открыт, король Басилио приблизил к себе двух племянников, одного из которых и хотел сделать королем) поднимает восстание, свергает Басилио и освобождает Сигизмунда
- Сигизмунд соглашается стать королем
- Басилило пытался избежать судьбы, но делал это очень просто => только приблизил её (признаки античной культуры)
- Сигизмунд, изменил свою судьбу – стал не тираном, а мудрым правителем (признаки христианской культуры)
- второй центральный персонаж (как и в «Стойком принце») – девушка Росаура=Роса (роза) + аура (заря)
- Росаура поражает всех своей красотой, внутренним сиянием, хотя она не идеальна как личность
- она не противопоставляется главному герою, как в «Стойком принце», а СОпоставляется с ним
- Сигизмунд называет ее сестрой по духу
- Росаура падает с лошадЬЮ – символ нравственного падения
- она ищет любовника, который обесчестил ее и пропал
- она ищет его чтобы отомстить
- обесчещенная девушка – выброшена из общества
- поэтому впервые в пьесе она появляется в мужском наряде
- на нее-то и набрасывается Сигизмунд
- он еще не знает, что она девушка. Он бросается на нее, но его останавливает красота как таковая
- первая их встреча – Росаура случайно заходит в башню Сигизмунда
- когда становится королем, женит ее на Астолько – ее любовнике, т.е. восстанавливает ее честь
- сам женится на принцессе, своей ровне