Введение
- период войн, религиозных и политических конфликтов
- к началу семнадцатого века возникла необходимость искать новый идеал
- у каждого идейно-художественного направления свои идеалы:
* опора на религию
* опора на разум
- представления о мире в семнадцатом веке:
* кризис => мир представляется хаотичным, бездушным, принципиально непознаваемым
* человек должен подчиняться законам, но их понять он не может
* мир хаос, человек вынужден покоряться
- мысли о смерти
- необходима точка опоры, нечто неизменное
- и эта точка найдена в душе человека, воля, внутренняя стойкость, духовные ценности
- М. Опиц: «… и твоя душа – приют для Бога»
- основная идея стоиков: человек должен сохранять внутреннее спокойствие
- неостоицизм
- две основных концепции
Католическая концепция свободной воли | Протестантская концепция предопределения |
- свободная воля для выбора между добром и злом - свобода человека зависит от того, что он выбирает ! слабость концепции: -отношения обмена между человеком и Богом: добрые поступки человека с расчетом на вознаграждение («бартерный обмен») | - спасение человека не зависит от того, как он живет - все уже предопределено - но все равно обязанность жить добродетелью |
- наибольшее влияние на литературу оказала концепция свободной воли
- два основных художественных направления:
барокко | классицизм |
- представление о мире и о месте человека в мире (мир хаотичен, бездушен, человек должен бороться и сопротивляться) | |
- искусство должно отражать бездушие и дисгармонию мира в соответствующих формах - следовательно, сложные сюжеты, интриги - дисгармоничный стиль - сложные метафоры (в основе сравнений лежат очень отдаленные предметы) - литература ориентирована на литературу Средних веков - ИСПАНИЯ – наивысший расцвет - развитие театра (Лопе де Вега – до нас дошло около 500 пьес, сам он говорил о 1000) | - основная цель искусства – преображение хаотичного мира в гармонию - ориентация на античность - ФРАНЦИЯ – наивысший расцвет |
Испанская литература семнадцатого века. Кальдерон
- также от Лопе де Веги остался трактат: «Новейшее руководство по сочинению комедий»
- тогда комедиями назывались все нерелигиозные произведения
- основные идеи трактата де Веги
1) главная цель драматурга – успех у зрителя (до этого реакция зрителя была не важна)
2) хитросплетенный сюжет необходим. Зритель не должен догадываться о развязке до самого последнего момента
3) 3 действия (в отличие от классицизма, где идет опора на античность => 5 действий)
1-ое действие – завязка
2-ое действие – разворот сюжета
3-е действие – развязка со второй половины действия
4) смешение трагического и комического
Педро Кальдерон де Ла Барка