Введение

- период войн, религиозных и политических конфликтов

- к началу семнадцатого века возникла необходимость искать новый идеал

- у каждого идейно-художественного направления свои идеалы:

* опора на религию

* опора на разум

- представления о мире в семнадцатом веке:

* кризис => мир представляется хаотичным, бездушным, принципиально непознаваемым

* человек должен подчиняться законам, но их понять он не может

* мир хаос, человек вынужден покоряться

- мысли о смерти

- необходима точка опоры, нечто неизменное

- и эта точка найдена в душе человека, воля, внутренняя стойкость, духовные ценности

- М. Опиц: «… и твоя душа – приют для Бога»

- основная идея стоиков: человек должен сохранять внутреннее спокойствие

- неостоицизм

- две основных концепции

Католическая концепция свободной воли Протестантская концепция предопределения
- свободная воля для выбора между добром и злом - свобода человека зависит от того, что он выбирает ! слабость концепции: -отношения обмена между человеком и Богом: добрые поступки человека с расчетом на вознаграждение («бартерный обмен») - спасение человека не зависит от того, как он живет - все уже предопределено - но все равно обязанность жить добродетелью

- наибольшее влияние на литературу оказала концепция свободной воли

- два основных художественных направления:

барокко классицизм
- представление о мире и о месте человека в мире (мир хаотичен, бездушен, человек должен бороться и сопротивляться)
- искусство должно отражать бездушие и дисгармонию мира в соответствующих формах - следовательно, сложные сюжеты, интриги - дисгармоничный стиль - сложные метафоры (в основе сравнений лежат очень отдаленные предметы) - литература ориентирована на литературу Средних веков - ИСПАНИЯ – наивысший расцвет - развитие театра (Лопе де Вега – до нас дошло около 500 пьес, сам он говорил о 1000) - основная цель искусства – преображение хаотичного мира в гармонию - ориентация на античность - ФРАНЦИЯ – наивысший расцвет

 

 

Испанская литература семнадцатого века. Кальдерон

- также от Лопе де Веги остался трактат: «Новейшее руководство по сочинению комедий»

- тогда комедиями назывались все нерелигиозные произведения

- основные идеи трактата де Веги

1) главная цель драматурга – успех у зрителя (до этого реакция зрителя была не важна)

2) хитросплетенный сюжет необходим. Зритель не должен догадываться о развязке до самого последнего момента

3) 3 действия (в отличие от классицизма, где идет опора на античность => 5 действий)

1-ое действие – завязка

2-ое действие – разворот сюжета

3-е действие – развязка со второй половины действия

4) смешение трагического и комического

 

Педро Кальдерон де Ла Барка