Виктор Юзефович Драгунский
В чем источник юмора «Денискиных рассказов» В. Драгунского?
В.Ю.Драгунский (1913—1972) — актер по образованию; он работал в различных театрах, в цирке, однажды снялся в кино. С 1940 года он начал писать фельетоны, клоунады, сценки-репризы для эстрады (ему, например, принадлежит сценарий одноактной пьесы «Великая сила искусства», исполнявшейся А. Райкиным). Драгунский и сам выступал на эстраде с песнями собственного сочинения.
Первая книга В.Драгунского — «Он живой и светится» — вышла в 1961 году и состояла из шестнадцати рассказов о Дениске Кораблеве, принесших автору настоящий успех. Впоследствии приключения Дениски дополнялись новыми рассказами, издавались сборники «Расскажите мне про Сингапур» (1961), «Человек с голубым лицом» (1963), «Старый мореход» (1964). Всего было написано около девяноста рассказов; они много раз переиздавались, прочно войдя в современный круг детского чтения.
Рассказы В.Драгунского для детей несут на себе печать эстрадных жанров: их легко читать вслух, поскольку они написаны живым разговорным языком, каким говорят дети шести — восьми лет; многие эпизоды в них выстроены как острые, смешные мизансцены; характеры героев четко очерчены.
Прототипами главных героев в «Денискиных рассказах» были маленький сын Драгунского и отчасти он сам. Писателя интересовал герой в возрасте первоклассника: именно в это время окружающий ребенка мир значительно расширяется и усложняется, а вместе с тем происходит самоопределение личности.
Для его Дениски уже есть прошлое — дошкольное детство, которое он с юмором вспоминает (рассказы «Не пиф, не паф!», «Сверху вниз, наискосок!»). Дениска многое знает: и настоящее имя художника Эль Греко, и что солнце стоит на небе сбоку, а не в центре, и что в Африке есть страны-колонии. («Профессор кислых щей»). Он сознает, что ему нравится, а что — нет, и имеет свои взгляды на пение, на чувство юмора, на этику и т.д. (рассказы «Что я люблю...», «...И чего не люблю!», «Надо иметь чувство юмора», «Старый мореход»). Дениска чутко воспринимает настроения взрослых и зачастую понимает своих родителей гораздо лучше, чем они его. Он умен и романтичен, по-рыцарски благороден и вместе с тем по-детски наивен. Иными словами, Дениска — личность яркая, цельная.
В рассказе «Что я люблю» психологически точно намечены две детали, связанные с возникновением и побудительными причинами детского смеха. Дениска, герой рассказа, говорит: «Я люблю посмеяться… Иногда мне нисколько не хочется смеяться, но я себя заставляю, выдавливаю из себя смех, смотришь, через пять минут и вправду становится смешно, и я кисну от смеха». Неожиданное на первый взгляд соединение разнотипных понятий: «люблю посмеяться» и «выдавливаю из себя смех» - свидетельство первых шагов разума к контролю за тем, что делает маленький человек, как реагирует он на жизнь, в поисках равновесия - гармонии жизни. Дениска анализирует свое мироощущение дольше дальше:
«Люблю, когда бабушка кричит про лягушонка: «Уберите эту гадость!» - и убегает из комнаты. Тогда я помираю от смеха».
Да и другие герои выписаны автором с той же степенью психологической достоверности. Например, родители Дениски — люди счастливые: они молоды, влюблены друг в друга и стараются понять своего сына, поэтому Дениске хорошо с ними. Дениска вспоминает:
Однажды мы с папой пошли в зоопарк, и я скакал вокруг него на улице, и он спросил:
— Ты что скачешь? А я сказал:
— Я скачу, что ты мой папа! Он понял.
Драгунский точно выстраивает систему героев: мама строга и вместе с тем смешлива; отец умен, но часто ведет себя как ребенок (они с Дениской внутренне похожи); одноклассник Мишка Слонов — настоящий друг; а девочка Аленка — такая же маленькая, каким был два-три года назад сам Дениска. Среди таких людей Дениске легче осваивать жизнь, преодолевать противоречия. Писателю важен не только взгляд Дениски на мир (это юмор), но и реакция других героев на события или поступки главного героя. Дениска рассказывает, например, о том, как у рассерженной мамы глаза делаются как крыжовник, как хохочет весь зал над куплетистами-неудачниками, как у папы при воспоминании о чем-то далеком делается серьезное и грустное лицо...
Спектр комического у Драгунского достаточно широк: от сатиры (в адрес некоторых взрослых) и чистого юмора до мягкой иронии, переходящей даже в лирическую грусть. Есть у писателя рассказы вовсе не смешные, а скорее лирические или грустные по интонации повествования, такие как «Девочка на шаре», «Он живой и светится...», Сочетание лирического и комического начал придает его рассказам особую теплоту.
Детская литература помогает расширению объектов смешного (когда перестает смешить только чья-то неловкость, нелепая внешность, необычный рисунок, разбитая чашка). В юмористической тональности многих современных произведений для детей кроется гораздо большее, чем простое обыгрывание юмористической ситуации, детали или фразы,- юмор дает особую освещенность событий, новое видение, отражающее процесс формирования личности ребенка, особый взгляд на мир ребенка.
Над некоторыми его рассказами может громко похохотать и взрослый. В. Драгунский — мастер иронии. Настоящей, тонкой, глубокой иронии, а не сарказма и не циничного осмеяния. Для ребенка эта книга будет превосходным самоучителем юмора. А юмор — штука полезная, хотя бы потому, что приучает нас не относится к себе и своим горестям слишком серьезно.