Задание 15.

Составьте таблицу формул речевого этикета для разных ситуаций: извинения, просьбы, благодарности, ответы на благодарность, согласие, несогласие, приветствия, прощания, сочувствия, просьбы поговорить, знакомство-представление, телефонные стереотипы и т.д.

Нейтрально официально
С праздником! Позвольте Вас поздравить
Поздравляю! Примите мои поздравления
   

 

Задание 16.

Составьте план и конспект любой статьи по риторике, определив ее тему, цель, проблему, выделив основные слова, положения (тезисы).

Задание 17.

Придумайте оригинальные названия (не меньше 5), выполняющие информативную, интригующую, назывную, рекламную, полемическую функции для выступления о проблеме равноправия полов в обществе.

Задание 18.

Подготовьте воображаемое, предполагаемое выступление на любую, близкую вам тему, используя знания, полученные на занятиях, пройдя все фазы работы над выступлением, начиная от докоммуникативной (т.е. начиная с определения темы, цели речи, оценки предполагаемой аудитории и т.д.).

Задание 19.

Законспектируйте любое выступление по радио, телевидению, воспринимая речь на слух, без возможности повторения услышанного. Используйте при этом упрощения: свертывания фраз, сокращения слов. Проанализируйте свой конспект с точки зрения отражения в нем смысла выступления, основной идеи, положений, логики изложения в целом. Можно ли по вашему конспекту воспроизвести выступление, понять его содержание?

Литература для самостоятельного изучения:

 

Эссе, рефераты или доклады по теме:

Тематика докладов:

1. Роль риторических знаний и умений в профессиональной деятельности.

2. Риторические изобретения в профессиональной деятельности.

3. Риторическая аргументация.

4. Речевое воздействие и речевая манипуляция.

5. Речевой жанр, речевая тактика, риторический приём: соотношение понятий.

6. Выразительные средства языка и речи.

7. Риторическая этика и речевой этикет.

8. Коммуникативные барьеры в общении.

9. Конфликтные ситуации в общении и их преодоление.

10. Мой (слушателя) опыт проведения лекций (семинаров, практических занятий и т.д.).

11. Культура дискутирования и полемизирования.

12. Риторическая культура (искусство вопроса и ответа, критического замечания).

13. Проблемное публичное выступление.

14. Эффективный коллоквиум.

 

Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

Литература

Основная литература по дисциплине:

1. Введенская, Л. А. Деловая риторика/ Л. А. Введенская, Л. Г. Павлова. –М.: Март, 2000. –512 с.

2. Введенская, Л.А. Культура и искусство речи/ Л. А. Введенская, Л. Г. Павлова. – М.: Феникс, 2009. –538 с.

3. Голуб, И. Б. Искусство риторики: Пособие по красноречию/ И. Б. Голуб. –Ростов: Феникс, 2005. –384 с.

4. Голуб, И. Б. Риторика. Учебное пособие/ И. Б. Голуб. –М.: Эксмо, 2008. –384 с.

5. Клюев, Е.В. Речевая коммуникация: Учебное пособие для университетов и вузов/ Е. В. Клюев. – М.: ПРИОР, 2002. –320 с.

6. Стернин, И. А. Практическая риторика/ И. А. Стернин. – М.: Академия, 2003. –272 с.

 

Дополнительная литература по дисциплине:

1. Аверьянов, Л. Я. Искусство задавать вопросы: заметки социолога / Л. Я. Аверьянов. – М.: Московский рабочий, 1987. –239 с.

2. Аверченко, Л. К. Психология управления: Курс лекций/ Л. К. Аверченко. – Новосибирск: НГАЭиУ, 1999. –148 с.

3. Азнабаева, Л. А. Принципы речевого поведения адресата в конвенциональном общении/ Л. А. Азнабаева. – Уфа: БГУ, 1999. –182 с.

4. Айслер-Мертц, К. Язык жестов / К. Айслер-Мертц. –М.: ФАИР-ПРЕСС, 2001. – 160с.

5. Андреева, М. Г. Социальная психология/ М. Г. Андреева. – М.: Аспект-Пресс, 2004. –365 с.

6. Белнап, Н. Логика вопросов и ответов/ Н. Белнап, Т. Стил. – М.: Прогресс, 1981. –288 с.

7. Логические основы общения: Учебное пособие для высших учебных заведений / В. Ф. Берков [и др.]. – М.: Наука, 1994. –317 с.

8. Берн, Э. Игры, в которые играют люди/ Э. Берн. – М.: Прогресс, 1988. –448 с.

9. Бирах, А. Б Психология мимики: Как читать мысли человека по выражению лица/ А. Б. Бирах. – М.: Прогресс, 2000. – 172 с.

10. Винокур, Т. Г. Говорящий и слушающий: Варианты речевого поведения/ Т. Г. Винокур. – М.: Наука, 1993. –171 с.

11. Гойхман, О. Я. Основы речевой коммуникации: Учебник для вузов/ О. Я. Гойхман, Т. М. Надеина. –М.: ИНФРА-М, 1997. –272 с.

12. Голуб, И. Б. Секреты стилистики. Правила хорошей речи/ И. Б. Голуб, Д. Э. Розенталь. – М.: Айрис-Пресс, 2007. –208 с.

13. Дерябо, С. Д. Гроссмейстер общения: иллюстрированный самоучитель психологического мастерства / С. Д. Дерябо, В. А. Ясвин. – М.: Смысл, 2000. – 192 с.

14. Добрович, А. Б. Общение: Наука и искусство/ А. Б. Добрович. – М.: АОЗТ Яуза, 1996. –255 с.

15. Коноваленко, М. Ю. Ложь в общении: как защитить себя от обмана/ М. Ю. Коноваленко. – М.: ТЦ Сфера, 2001. – 96 с.

16. Козлов В.В. Истоки осознания: Теория и практика интегративных психотехнологий. – Минск: ПолиБиг, 1995.

17. Кроль, Л. М. Человек – оркестр: микроструктура общения / Л. М. Кроль, Е. Л. Михайлова. – М.: Независимая фирма Класс, 1994. – 155 с.

18. Мицич, П. Как проводить деловые беседы/ П. Мицич. – М.: Экономика, 1987. –208 с.

19. Омаров, А. М. Управление: искусство общения/ А. М. Омаров. – М.: Советская Россия, 1983. –240 с.

20. Ораторы России в Государственной Думе: В 2 т. – СПб.: СЗАГС, 2004. –400 с.

21. Панасюк, А. Ю. Управленческое общение: практические советы/ А. Ю. Панасюк. – М.: Экономика, 1990. –112 с.

22. Психология и этика делового общения: Учебник для вузов / под ред. В. Н. Лавриненко. – М.: Культура и спорт, 1997. –415 с.

23. Романов, А.А. Управленческая риторика: Учебник для студентов вузов экономических специальностей/ А. А. Романов, А. А. Ходырев. – М.: Лилия, 2001. –216 с.

24. Руденский, Е.В. Основы психотехнологии общения менеджера: учебное пособие/ Е. В. Руденский. – М.: ИНФРА-М, 1997. –165 с.

25. Румянцева, И.М. Психолингвистические механизмы и методы формирования речи/ И. М. Румянцева. – М.: ИЯ РАН, 2000. –134 с.

26. Сопер, П. Л. Основы искусства речи/ П. Л. Сопер. – М.: Феникс, 2006. –448 с.

27. Хазагеров, Т. Г. Общая риторика: Курс лекций и Словарь риторических фигур: Учебное пособие/ Т. Г. Хазагеров, Л. С. Ширина. – Ростов-на-Дону: Издательство Ростовского университета, 1994. –191 с.

28. Хрящевой, Н. Ю. Психогимнастика в тренинге. 220 упражнений для развития способностей (общение, сенситивность, креативность)/ Н. Ю. Хрящевой. – СПб.: Речь, Институт тренинга, 2000. – 256 с.

29. Язык и моделирование социального взаимодействия/ под. ред. В. В. Петрова. –М.: Прогресс, 1987. –464 с.

 

7.2. Рекомендации по использованию Интернет-ресурсов и других электронных информационных источников:

Можно рекомендовать использовать в процессе обучения материалы, размещенные на сайте:

http://www.distedu.ru/mirror/_rus/www.mediaterra.ru/rhetoric/index.htm

 

Особое внимание следует уделить упражнениям и самостоятельным заданиям.