Основные характеристики оферты и акцепта.

Таблица

Основные характеристики Оферта Акцепт
Содержание понятия Конкретное коммерческое предложение конкретному адресату (адресатам) Заявление о согласии или иное поведение, выражающее согласие с офертой.
Срок действия 1. установлен определенный срок; 2. конкретный срок может быть не установлен, но подразумевается разумный срок; 3. устная оферта должна быть акцептована немедленно, если из обстоятельств не вытекает иное. -
Начало срока действия - При пользовании почтовой связью – с момента сдачи телеграммы для отправки или дата указанная в письме (если таковая отсутствует. то дата, указанная на конверте). При пользовании средствами электронной связи – с момента получения оферты адресатом.
Вступление в силу С момента ее получения адресатом С момента его получения оферентом. Молчание адресата не является согласием на оферту
Возможность отмены или отзыва При получении адресатом оферты сообщения оферента раньше получения адресатом самой оферты или одновременно с ней При получении оферентом сообщения об отмене акцепта ранее момента вступления акцепта в силу или в момент вступления акцепта в силу.
Невозможность отзыва до заключения договора 1.если в оферте установлен определенный срок для акцепта; 2. если указано, что оферта является безотзывной; 3. если адресат правомерно рассматривает оферту как безотзывную и действует соответственно -
Возможность изменения условий оферты - Акцепт, в котором содержатся дополнения или отличные условия изменения, не меняющие существенно условия оферты.

Следует иметь в виду, что на практике ответ на предложение оферента далеко не всегда является безоговорочным подтверждением адресата. Адресат может счесть неприемлемым то или иное условие или несколько условий полученного предложения. Например, его может не устраивать уровень цены, срок поставки, условия платежа и т.д. В этом случае он вправе направить оференту встречное предложение с изменением соответствующих условий первоначального предложения – контроферту.

Получив контроферту, первоначальный оферент может принять (акцептовать) его, направив другой стороне безоговорочное подтверждение контрпредложения, что будет свидетельствовать о заключении сделки.

В этом случае основанием для заключения сделки будут не 2, а 3 документа:

- первоначальное предложение;

- контрпредложение;

- его безоговорочное подтверждение.

Однако оферент не обязательно согласится с условиями контрпредложения, он может отклонить их или внести в них те или иные коррективы, направив адресату свое новое контрпредложение. Тогда адресат оказывается перед выбором: акцептовать полученное последнее контрпредложение без всяких оговорок, отклонить его или попытаться еще раз улучшить его условия (довольно часто таким путем уторговывается цена).

В первом случае адресат направляет оференту безоговорочное подтверждение контрпредложения, что будет означать положительное завершение переговоров о заключении сделки.

Если же адресат направит очередное контрпредложение оференту, к последнему снова перейдет право принимать решение о заключении сделки, прекращении или продолжении переговоров.

В принципе, не существует ограничений количества контрпредложений, последовательно направляемых друг другу сторонами. Поэтому такая переписка может продолжаться до тех пор, пока стороны не согласуют все условия сделки.

Соответственно, заключение сделки состоится на основании набора всех документов, участвовавших в переписке. Однако в этом случае впоследствии не исключены технические и юридические осложнения, которые могут возникнуть в процессе исполнения сделки, вплоть до непризнания факта ее заключения, если окажется невозможным установить, что все ее условия были согласованы.

Поэтому оформление сделки целесообразно завершить оформлением одного документа – контракта, указав в его тексте, что все переговоры и переписка, предшествовавшие заключению контракта, утрачивают силу.