Понятие и сущность государственного регулирования ВЭД, его цели и функции.

Тема 3. Организация государственного регулирования ВЭД

1. Понятие и сущность государственного регулирования ВЭД, его цели, принципы и функции.

2. Структура государственного регулирования ВЭД в России.

3. Субъекты ВЭО.

 

Многообразная ВЭД осуществляется государственными, производственно – коммерческими и общественными структурами, которые в совокупности составляют внешнеэкономический комплекс страны.

Организационное построение современной ВЭД во всероссийском масштабе складывается из следующих звеньев – субъектов ВЭД.:

1. Государственные органы (федеральные, региональные, субъектов РФ), а также некоторые муниципальные органы, ведающие теми или иными вопросами ВЭД.

2. Хозяйствующие субъекты (юридические и физические лица), включая специализированные внешнеэкономические организации, производственные предприятия и другие коммерческие организации, осуществляющие ВЭД.

3. Негосударственные (общественные) организации, содействующие развитию ВЭД.

4. Заграничные государственные учреждения и организации, занимающиеся торгово-экономическими вопросами, а также представительства, филиалы, дочерние и смешанные компании российских коммерческих и общественных организаций в зарубежных странах.

Необходимость и возможность эффективного государственного регулирования ВЭД установлены в экономической теории и подтверждены практикой ведения бизнеса, что особенно ярко прослеживается в бизнес – среде промышленно развитых стран (ПРС) и НИС.

Государственное регулирование ВЭД представляет собой систему мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера, призванных совершенствовать ВЭД в интересах национальной экономики.

Целью регулирования является стабилизация и приспособление внешнеэкономического комплекса страны к изменившимся условиям МРТ, мирового рынка и форм международного сотрудничества, решения национальных стратегических и тактических задач.

Функцией государственного регулирования ВЭД является разработка концепций ВЭД, под которыми понимается общий замысел развития ВЭД, включающей определение целей развития, задач, направлений достижения результатов и эффективности внешнеэкономического комплекса.

Принципы государственного регулирования ВЭД в РФ следующие:

- защита государством прав и законных интересов участников внешнеторговой деятельности, а также прав и законных интересов российских производителей товаров и услуг;

- единство системы государственного регулирования ВЭД;

- единство таможенной территории РФ;

- приоритет экономических мер регулирования (экономические меры воздействуют на экономические процессы через экономические интересы их участников, например, установление таможенных пошлин, акцизов, ставка рефинансирования, валютный курс и др. Административные меры – меры прямого ограничения экспорта или импорта, например, установление квот, лицензии, эмбарго);

- равенство всех участников ВЭД и их недискриминация;

- взаимность в отношении другого государства (группы государств);

- исключение неоправданного вмешательства государства и его органов во ВЭД, нанесения ущерба ее участникам и экономике страны в целом;

- обеспечение выполнения обязательство РФ по ее международным договорам и осуществление вытекающих из этих договоров прав РФ;

- выбор мер государственного регулирования по принципу достаточности;

- гласность в разработке, принятии и применении мер регулирования ВЭД;

- обеспечение обороны страны и безопасности государства;

- обеспечение права на обжалование в судебном или ином установленном законом порядке незаконных действий (бездействия) государственных органов и их должностных лиц;

- единство применения методов государственного регулирования внешнеторговой деятельности на всей территории РФ.

Вне зависимости от национального происхождения цели и функции регулирования ВЭД могут быть классифицированы исходя из оценки одного из важнейших рисков международного бизнеса – риска потери собственности. В соответствии с этим, государственное регулирование ВЭД можно классифицировать следующим образом:

Недискриминационное воздействие:

- стимулирование руководства иностранных компаний иметь в составе топ - менеджеров международной компании определенную долю граждан принимающей страны;

-побуждение международной компании к принятию такой системы регистрации и трансфертного ценообразования, при которой основные налоги платятся в принимающей стране;

- требование к международной компании инвестировать в социально – экономическую инфраструктуру принимающей страны;

- требование к международной компании включать в технологический процесс не менее определенной (по стоимости товара) доли узлов и комплектующих, произведенных в принимающей стране, т.е. требование о локальном контенте;

- проволочки с конвертацией местной валюты в твердую валюту;

- требование к традиционно экспортирующим компаниям принимающей стороны установить цены внутреннего рынка на грани минимально допустимой рентабельности производства с целью субсидировать национальное потребление и содействовать внутринациональному инвестированию.

Дискриминационное вмешательство:

- ограничение доли иностранного капитала в СП (АО), учреждаемых в принимающей стране;

- введение спецналогов и спецтарифов (например, на коммунальные услуги) для иностранных и смешанных компаний в принимающей стране;

- создание затруднений в работе (путем назначения различных инспекций, юридических разбирательств) для тех международных компаний, действия которых не соответствуют государственной социально- экономической политике принимающей страны;

-содействие (обычно негласное) бойкоту товаров международных компаний, осуществляемому политическими силами принимающей страны.

Дискриминационные санкции:

- скрытая экспроприация части производственной собственности международной компании в принимающей стране (например, посредством директивно заданной нормы реинвестирования);

- введение спецналогов или особых платежей на производственную или маркетинговую деятельность международной компании на территории принимающей страны в целях замедления продаж и реализации прибыли компании (за счет роста издержек и, следовательно, цен на производимые товары или услуги);

- применение к международной компании крупных санкций (штрафы, компенсация) за совершенные в прошлом нарушения (часто только что принятых законов, т.е. несоблюдение принципа «закон обратной силы не имеет»).

Отчуждение собственности. Это относительно экзотичный способ государственного вмешательства в международный бизнес, однако в последнее время активно проводится в Венесуэле, где прошла масштабная национализация. - конфискация – отчуждение иностранной собственности правительством принимающей стороны без какой-либо компенсации в пользу бывшего собственника (международной компании);

- экспроприация – отчуждение иностранной собственности правительством принимающей страны с выплатой определенной компенсации в пользу бывшего собственника, осуществляемой в виде принудительной продажи активов международной компании правительству принимающей страны по цене, назначаемой этим же правительством. В результате эта компенсация обычно оказывается меньше истинной стоимости отчуждаемой собственности;

- национализация – отчуждение иностранной собственности правительством принимающей страны с целью дальнейшего управления этой собственностью государственными органами. Под национализацию обычно попадают не отдельные компании, а целые отрасли, чаще всего, проблемные или стратегически важные для национальной безопасности. Часто сопровождается компенсацией, механизм которой бывает схож с экспроприацией;

- доместиация – отчуждение иностранной собственности правительством принимающей страны в пользу национальных компаний, проводимое как единовременно, так и путем постепенной передачи иностранных активов национальным компаниям. К мерам доместикации относятся:

· Частичная или полная передача собственности национальным компаниям;

· Настоятельные рекомендации правительства о занятии позиций топ-менеджмента национальными кадрами;

· Предписание к использованию в конечном товаре большей части компонент (ингредиентов) местного производства, т.е. повышение коэффициента локализации и др.

Государственное регулирование ВЭД находится под воздействием двух подходов во внешнеэкономической политике: либерализма и протекционизма.

Либерализм (фритредерство) – свобода принятия решений по вопросам внешней торговли отечественными предпринимателями, неограниченный доступ зарубежных товаров на внутренний рынок.

Протекционизм – целевое вмешательство государства во ВЭД, наложение различных ограничений по отношению к импортируемым товарам с целью поддержки национального производства их аналогов.

Во всех странах оба этих подхода существуют одновременно, различно только их соотношение, преобладание одного или другого, сто определяется совокупностью внутренних и внешних факторов.

Государственное регулирование ВЭД обладает своей спецификой по сравнению с регулированием других сфер национальной экономики. Эта специфика обусловлена необходимостью каждого государства считаться с международными нормами и принципами мировой торговли. Любое государство при регулировании ВЭД с целью своего развития, повышения конкурентоспособности своей экономики, реализации своих национальных интересов не должно ущемлять интересы других стран и обязано действовать в рамках тех правил, которые выработаны международными организациями (ГАТТ/ВТО, ЮНКТАД, ВТаО).

Таким образом, границы государственного регулирования ВЭД определяются, с одной стороны, потребностью расширения национального экспорта и развития форм международной кооперации, с другой – правилами международных организаций.