Тема 5. Особенности полового развития детей и подростков в современных условиях и половое воспитание

 

Цель лекции – рассмотрение особенностей полового развития детей и подростков в современных условиях и полового воспитания.

Ключевые слова –воспитание, половое воспитание, гормоны, подросток, дети, развитие.

Основные вопросы:

1. Организм как единое целое.

2. Гомеостаз и регуляция функций в организме.

3. Понятие роста и развития.

4. Закономерности онтогенетического развития.

В соответствии с Уставом Всемирной Организации Здравоохранения (ВОЗ) под здоровьемпонимается«состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов».

При этомпод физическим здоровьемпонимается текущее состояние функциональных возможностей органов и систем организма.

Психическое здоровье рассматривается как состояние психической сферы человека, характеризующееся общим душевным комфортом, обеспечивающее адекватную регуляцию поведения и обусловленное потребностями биологического и социального характера.

Социальное здоровье понимается как система ценностей, установок и мотивов поведения в социальной среде.

Однако определение понятия здоровья, данное экспертами ВОЗ, не раскрывает цель его сохранения и важность для человека. С точки зрения целевой функции здоровья, В. П.Казначеев (1975) дает следующее определение данного понятия: «Здоровье – это процесс сохранения и развития биологических, психических, физиологических функций, оптимальной трудоспособности и социальной активности человека при максимальной продолжительности его активной жизни».

Исходя из этого определения, целью здоровья является: «обеспечение максимальной продолжительности активной жизни».

Анализ существующих определений понятий здоровья позволил выявить шесть основных признаков здоровья.

1. Нормальное функционирование организма на всех уровнях его организации – клеточном, гистологическом, органном и др. Нормальное течение физиологических и биохимических процессов, способствующих индивидуальному выживанию и воспроизводству.

2. Динамическое равновесие организма, его функций и факторов внешней среды или статическое равновесие (гомеостаз) организма и среды. Критерием оценки равновесия является соответствие структур и функций организма окружающим условиям.

3. Способность к полноценному выполнению социальных функций, участие в социальной деятельности и общественно полезном труде.

4. Способность человека приспосабливаться к постоянно меняющимся условиям существования в окружающей среде (адаптация). Здоровье отождествляют с понятием адаптация, так как, чтобы система могла сохраняться, она должна изменяться, приспосабливаться к переменам, происходящим в окружающей среде.

5. Отсутствие болезней, болезненных состояний и болезненных изменений.

6. Полное физическое, духовное, умственное и социальное благополучие, гармоническое развитие физических и духовных сил организма, принцип его единства, саморегуляции и гармоничного взаимодействия всех его органов.

Считают, что оценку здоровья следует проводить в динамике для каждого отдельного человека, в соответствии с его индивидуальными особенностями и текущим состоянием. Понятие индивидуального здоровья отражает здоровье, свойственное конкретному человеку. Его оценивают по персональному самочувствию, наличию или отсутствию заболеваний, физическому состоянию и т. д. Для полного представления, учета индивидуальных показателей здоровья человека в настоящее время выделяют восемь основных групп показателей индивидуального здоровья (таблица 1), значительная часть их может быть выражена количественно, что позволяет получить суммарную величину уровня здоровья, кроме того, динамика показателей индивидуального здоровья позволит судить о состоянии и перспективах здоровья данного человека.

Таблица 1

ПОКАЗАТЕЛИ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ЗДОРОВЬЯ

Генетические Генотип, отсутствие дизэмбриогенеза, наследственных дефектов
Биохимические Показатели биологических тканей и жидкостей
Метаболические Уровень обмена веществ в покое и после нагрузок
Морфологические Уровень физического развития, тип конституции (морфотип)
Функциональные Функциональное состояние органов и систем: -норма покоя -норма реакции -резервные возможности, функциональный тип
Психологические Эмоционально-волевая, мыслительная, интеллектуальная сферы: -доминантность полушария -тип ВНД -тип темперамента -тип доминирующего инстинкта
Социально-духовные Целевые установки, нравственные ценности, идеалы, уровень притязаний и степень признания и т. д.
Клинические Отсутствие признаков болезни

Для индивидуальной оценки здоровья детей и подростков используют группировку детей по состоянию здоровья, разработанную С. М.Громбах и др. В основу группировки положено состояние здоровья организма, оцениваемое по отсутствию или наличию функциональных нарушений, морфологических отклонений, хронических заболеваний и степени их тяжести.

Выделены следующие группы здоровья:

I группа – здоровые;

II группа – здоровые с функциональными и некоторыми морфологиче -

скими отклонениями, функциональными отклонениями после перенесенных заболеваний, страдающие частыми острыми заболеваниями, имеющие нару-шения зрения средних степеней;

III группа – больные с хроническими заболеваниями в компенсированном состоянии, а также дети с физическими недостатками, значительными последствиями травм, не нарушающими, однако, приспособляемости к труду и инымусловиям жизни;

IV группа – больные с хроническими заболеваниями в субкомпенсированном состоянии, затрудняющими приспособление к труду и иным условиям жизни;

V группа – больные в декомпенсированном состоянии, инвалиды I и II групп.

Для характеристики состояния здоровья детских и подростковых контингентов приняты следующие показатели:

- заболеваемость по обращаемости определяется путем учета всех случаев заболеваний за год на 100 обследуемых детей и подростков;

- индекс здоровья – удельный вес лиц, совершенно не болевших за год в процентах к числу обследованных;

- количество часто болеющих детей в течение года. Этот показатель определяется в процентах отношением часто болеющих детей к числу обследованных. При этом часто болеющими считают тех детей, которые в течение года болели четыре раза и более;

- патологическая пораженность или болезненность – распространенность хронических заболеваний, функциональных отклонений в процентах к общему числу обследованных. Выявляется в результате углубленных медицинских осмотров.

Современная эпоха ставит перед биологическим видом Homo-sapiens тяжелые задачи, вытекающие из тенденции инаправления общественного развития ... Это, прежде всего,ускоренное общественное развитие и связанные с ним глобальные изменения социальные, экономические, технологические и даже климатические. Все это ставит перед человеком, его организмом очень сложные задачи постоянной адаптации к условиям жизни, поэтомухарактерной чертой нашего времени является прогрессивная нестабильность А если к этому добавить экологические проблемы, урбанизацию, изменение характера трудовой деятельности и т.п., то становится понятным, что современный человек проживает не в тех условиях, к которым была когда приспособлена Все это существенно отражается на человеке, особенно на ее биологической природе.

На популяционном уровне снижаются функциональные резервы организма, его систем и органов, нарушается реактивность и резистентность, процессы саморегуляции,снижается качество потомков и многое другое. Как следствие этого меняется и характер заболеваний современного человека: гиподинамия приводит к тяжелым заболеваниям: инфаркт, атеросклероз, ишемия, гипертония, сахарный диабет, появление новых заболеваний: СПИД, хроническая усталость, приорные болезни, атипические пневмония и другое, всего около 30 новых нозологических форм за последние 20 лет, а также рецидивы старых заболеваний, например, туберкулеза.

Имеет место наличие полисиндромных состояний, которые тяжело распознаются, поэтому снижается эффективность лечения.

Человек - продукт биологической и социальной эволюции, ее здоровье зависит от наследственности, экологических условий, которые в последнее время негативно отражаются на генофонде нации.

Генофонд - это количественный и качественный состав, относительное количество всех форм генов в популяции. Более 10 млн. генов и связанные с ними белковые формы образуют биологическую систему человека.

Вредные факторы могут вызывать мутации генов и хромосом, что приводит к рождению детей с физическими и умственными дефектами, резкого снижения резистентности. Глобальные катастрофы (Челябинск, Арал, Чернобыль, кислотные дожди, ядовитые реки, вырубленные леса, экологически вредные продукты питания, наркотики порождают различного рода заболевания, уменьшают продолжительность жизни людей, вызывают к росту смертности детей.

В структуре смертности трудового потенциала общества доминируют несчастные случаи и травмы (38%).

Судьба здоровых новорожденных за последние 10 лет уменьшилось на 15%, а частота онкологических заболеваний у детей выросла почти на 10%, болезни эндокринной системы и крови на 30-35%, болезни органовпищеварения на 22-25%, болезни органов дыхания на 40%.

Предотвращать подобное явление лишь средствами медицины невозможно, нужно совершенствовать механизмы саморегуляции, развивать физиологические резервы организма, достигать утраченной гармонии в структуре организма и личности.

Депопуляционные процессы, которые начали проявляться в последней четверти XX века, особенно обострились в условиях экономического кризиса в Украине. Это отрицательный прирост населения (ежегодное уменьшение населения на полмиллиона), а также резкое снижение общего уровня здоровья, падение средней продолжительности жизни, рост числа наследственных болезней, инвалидности населения и т.д. Безусловно, это в полной мере следствием ухудшения экологического положения и медицинского обслуживания населения. Ведущим фактором, определяющим здоровье индивида является его отношение к собственному здоровью и здоровью окружающих.

В 1977 году Всемирная ассамблея здравоохранения определила, что главной социальной целью руководителей государств и всемирной организации здравоохранения должно быть достижение всеми народами мира такого уровня здоровья, который позволит им вести продуктивно в социальном и экономическом плане образ жизни.

На Международной конференции по первичной медико-санитарной помощи, проводимой в г. Алма-Ате в 1978 году под эгидой ВОЗ, было подчеркнуто, что «здоровье», являясь состоянием полного физического и социального благополучия, которое не ограничивается лишь отсутствием болезни или физического недостатка, является основным правом человека и что достижение возможного большего уровня здоровья составляет наиболее важную всемирную социальную задачу, для выполнения которой необходимы совместные усилия многих других социальных и экономических секторов в дополнение к сектору здравоохранения.

Мадридская конференция министров здравоохранения европейских стран в 1981 году признала приоритетным образовательным направлением сохранения и укрепления здоровья населения, а Европейское региональное бюро ВОЗ в 1991 году определило 38 задач для достижения здоровья для всех, сгруппированных в 5 разделах:

-Будущее здравоохранения Европы;

-Достижение лучшего здоровья;

-Соответствующее медико-санитарная помощь;

-Стратегия развития с целью достижения здоровья для всех;

-Здоровое окружающую среду.

В 1988 г. Комитет министров стран-членов Совета Европы разработал подробные рекомендации по внедрениюкурсов по здравоохранению во все звенья образовательных учреждений этих стран. Признано, что получение знаний по вопросам охраны здоровья и здорового образа жизни важно для всех возрастных групп населения, но важнейшим оно является для молодежи, поскольку она легче может адаптироваться к изменениям образа жизни, и именно от нее зависит будущее любой страны. Этим объясняется приоритетность, которую Совет Европы признает за развитием специальных образовательных дисциплин, формирующих у школьников и студентов сознательную мотивацию здорового образа жизни.

В странах Восточной Европы и СНГ это направление получило название валеологического образования (И. И. Брехман, 1982, 1987).

Организм человека представляет собой сложнейшую систему иерархически организован­ных подсистем и систем, объединенных общностью строения и вы­полняемой функцией. Элементом системы является клетка.Совокупность клеток, сход­ных по происхождению, строению и функции, образует ткань. Ткани образуют органы. Органы, совместно выполняющие определенную функцию, образуют систему органов.

Все процессы жизнедеятельности организма могут осуществляться только при условии сохранения относительного постоянства внутренней среды организма. Способность сохранять постоянство химического состава и фи­зико-химических свойств внутренней среды называют гомеостазом.

В организме непрерывно происходят процессы саморегуляции физиологических функций, создающие необходимые для существо­вания организма условия.

Процессы роста и развития явля­ются общебиологическими свойствами живой материи. Рост и раз­витие человека, начинающиеся с момента оплодотворения яйце­клетки, представляют собой непрерывный поступательный процесс, протекающий в течение всей его жизни. К важным зако­номерностям роста и развития детей относятся неравномерность и непрерывность роста и развития, гетерохрония и явления опере­жающего созревания жизненно важных функциональных систем.

Вопросы для самоконтроля:

1. Понятие о здоровье.

2. Влияние состояние здоровья школьников на их работоспособность и освоение профессии.

3. Инфекционные заболевания.

4. Защита организма от инфекций.

Рекомендуемая литература:

1. Хрипкова А.Г., Антропова М.В., Фарбер Д.А. Возрастная физиология и школьная гигиена. - М.:Просвещение, 1990.

2. Ермолаев Ю.А. Возрастная физиология. - М.: Высш. шк., 1985.

3. Гуминский А.А., Леонтьева Н.Н. Руководство к лабораторным занятиям по общей и возрастной физиологии. М., 1990 г.

4. Безруких М.М. Возрастная физиология: (Физиология развития ребенка): Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений/ М.М. Безруких, В.Д. Сонькин, Д.А. Фарбер. – М.: Издательский центр «Академия», 2003.

5. Леонтьева Н.Н., Маринова К.В. Анатомия и физиология детского организма. – М., 1976.

6. Обреимова Н.И., Петрухин А.С. Основы анатомии, физиологии и гигиены детей и подростков. – М., 2000.

7. Смирнов В.М. Особенности физиологии детей: Учебно – методическое пособие. – М., 1993.

8. Маркосян А.А. Основы морфологии и физиологии организма детей и подростков. – М., 1969.

9. Физиология развития ребенка /под ред. В.И. Козлова, Д.А. Фарбер. – М., 1983.

10. Брин В.Б. Физиология человека в схемах и таблицах. – Ростов н/Д, 1999.

11. Мазурин А.В., Воронцов И.М. Пропедевтика детских болезней. – СПб., 2000.

12. Смирнов В.М., Яковлев В.Н. Физиология центральной нервной системы. – М., 2000.

13. Физиология сенсорных систем /Под ред. чл.-корр. РАН, проф. Я.А. Альтмана. – СПб., 2003.