Внутреннее ухо.

Внутреннее ухо представляет собой слож­ную систему каналов, находящихся в пирамиде височной кости и получивших название костного лабиринта. Расположенные в нем улитка и вестибулярный аппарат образуют перепончатый лабиринт (рис. 2). Пространство между стенками костного и перепончатого лабиринтов заполнено жидкостью — перилимфой. К слуховому анализатору относится только передняя часть перепончатого ла­биринта, которая расположена внутри костного канала улитки и вместе с ним образует два с поло­виной оборота вокруг костного стер­жня (рис. 3). От костного стер­жня внутрь канала отходит отросток в виде винтообразной спиральной пластинки, широкой у основания улитки и постепенно суживающейся к ее вершине. Эта пластинка не до­ходит до противоположной, наруж­ной стенки канала. Между пластин кой и наружной стенкой расположена улитковая часть перепон­чатого лабиринта, вследствие чего весь канал оказывается раз­деленным на два этажа, или прохода.

Рис. 2. Общая схема костного и находя­щегося в нем перепончатого лабиринта: 1 — кость; 2 — полость среднего уха; 3 —стремя; 4 — окно преддверия; 5— окно улитки; 6 — улит­ка; 7 и 8 — отолитовый аппарат (7 — саккулус или круглый мешочек; 8 — утрикулус, или овальный мешочек); 9, 10 и 11 — полукружные каналы 12 — пространство между костным и перепончатым лабиринтами, заполненное перилимфой.

Один из них сообщается с преддверием костного лабиринта и называется лестницей пред­дверия, другой начинается от окна улитки, граничащего с бара­банной полостью, и называется лестницей барабана. Оба прохо­да сообщаются только в верхнем, узком конце улитки.

Рис. 3. Схематическое изображение улитки вну­треннего уха:

А — костный канал улитки; В — схема поперечного раз­реза части улитки;1 — кос­тный стержень; 2 — спираль­ная костная пластинка; 3 — волокна улиткового нерва; 4 — скопление тел первого нейрона слухового проводя­щего пути; 5 — лестница преддверия; 6—лестница ба­рабана; 7— улитковая часть перепончатого лабиринта;8 — кортиев орган; 9— ос­новная пластинка.

 

На поперечном разрезе улитковая часть перепончатого лабирин­та имеет форму вытянутого треугольника. Его нижняя сторона, граничащая с лестницей барабана, образована основной пластинкой, которая состоит из погруженных в гомогенную массу тончайших эластических соединительнотканных волокон, натянутых между сво­бодным краем спиральной костной пластинки и наружной стенкой канала улитки. Верхняя сторона треугольника граничит с лестни­цей преддверия, отходя под острым углом от верхней поверхности спиральной костной пластинки и направляясь, как и основная пластинка, к наружной стенке канала улитки. Третья, самая ко­роткая сторона треугольника состоит из соединительной ткани, плотно сращенной с наружной стенкой костного канала. Функция кортиева органа. Рецепторный аппарат слухового анализатора, или спиральный кортиев орган, расположен внутри улитковой части перепончатого лабиринта на верхней поверхности основной пластинки (рис. 4). Вдоль внутренней части основной пластинки, на некотором расстоянии друг от друга, расположены два ряда столбовых клеток, которые, соприкасаясь своими верх­ними концами, отграничивают свободное треугольное пространст­во, или тоннель. По обе стороны от него находятся чувствительные к звуковым колебаниям слуховые, или волосковые, клетки, каждая из которых на своей верхней свободной поверхности имеет 15—20 небольших тончайшихосков погружены в покровную пластинку, она укреплена на костной-спиральной пла­стинке и свободным концом покрывает кортиев орган. Волосковые клетки расположены кнутри от тоннеля в один ряд, а кнаружи—в три ряда. От основной пластинки они отделены опорными клетками.

 

Рис. 4. Схема строения кортиева органа: 1 — основная пластинка; 2 — костная спиральная пластинка; 3 — спиральный канал; 4 — нервные волокна; S — столбовые клетки, образующие тоннель (6); 7 — слуховые, или волосковые, клетки; 8 — опорные клетки; 9 — покровная пластинка.

К основаниям волосковых клеток подходят конечные разветвле­ния волокон биполярных нервных клеток, тела которых располо­жены в центральном канале костного стержня улитки, где они об­разуют так называемый спиральный узел, гомологичный межпо­звоночному узлу спинномозговых нервов. Каждая из трех с поло­виной тысяч внутренних волосковых клеток связана с одной, а иногда и с двумя отдельными нервными клетками. Наружные во­лосковые клетки, количество которых достигает 15—20 тысяч, могут быть соединены и с несколькими нервными клетками, но при этом каждое нервное волокно дает ответвления только к волоско-вым клеткам одного и того же ряда.

Перилимфа, окружающая перепончатый аппарат улитки, испы­тывает давление, которое и меняется соответственно частоте, силе и форме звуковых колебаний. Изменения давления вызывают коле­бания основной пластинки вместе с расположенными на ней клет­ками, волоски которых испытывают при этом изменения давления со стороны покровной пластинки. Это, по-видимому, и ведет к воз­никновению возбуждения в волосковых клетках, которое передает­ся на конечные разветвления нервных волокон.

 

Вопросы для самоконтроля:

1. Дайте определение сенсорной системе?

2. Что представляет собой сенсорная система, из чего состоит?

3.Каковы возрастные особенности зрительного анализатора?

4.Назовите мероприятия по профилактике нарушений зрения у детей и подростков.

5.Каковы возрастные особенности слухового анализатора?

6.Каков механизм восприятия звука?

7.Каково значение речи учителя для слухового восприятия?

8.В чем заключена гигиена слуха?

Рекомендуемая литература:

1. Хрипкова А.Г., Антропова М.В., Фарбер Д.А. Возрастная физиология и школьная гигиена. - М.:Просвещение, 1990.

2. Ермолаев Ю.А. Возрастная физиология. - М.: Высш. шк., 1985.

3. Гуминский А.А., Леонтьева Н.Н. Руководство к лабораторным занятиям по общей и возрастной физиологии. М., 1990 г.

4. Безруких М.М. Возрастная физиология: (Физиология развития ребенка): Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений/ М.М. Безруких, В.Д. Сонькин, Д.А. Фарбер. – М.: Издательский центр «Академия», 2003.

5. Леонтьева Н.Н., Маринова К.В. Анатомия и физиология детского организма. – М., 1976.

6. Обреимова Н.И., Петрухин А.С. Основы анатомии, физиологии и гигиены детей и подростков. – М., 2000.

7. Смирнов В.М. Особенности физиологии детей: Учебно – методическое пособие. – М., 1993.

8. Маркосян А.А. Основы морфологии и физиологии организма детей и подростков. – М., 1969.

9. Физиология развития ребенка /под ред. В.И. Козлова, Д.А. Фарбер. – М., 1983.

10. Брин В.Б. Физиология человека в схемах и таблицах. – Ростов н/Д, 1999.

11. Мазурин А.В., Воронцов И.М. Пропедевтика детских болезней. – СПб., 2000.

12. Смирнов В.М., Яковлев В.Н. Физиология центральной нервной системы. – М., 2000.

13. Физиология сенсорных систем /Под ред. чл.-корр. РАН, проф. Я.А. Альтмана. – СПб., 2003.