Тема 8. Методы логической организации материала (дедуктивный, индуктивный, проблемное изложение, альтернативы, аналогии и др.)
1. Определите способ изложения материала в тексте.
На севере поселенец посреди лесов и болот с трудом отыскивал сухое место, на котором можно было бы с некоторою безопасностью и удобством поставить ногу, выстроить избу. Такие сухие места, открытые пригорки, являлись мелкими островками среди моря лесов и болот. На таком островке можно было поставить один, два, самое большее – три крестьянских двора. Вот почему деревня в один или два крестьянских двора является господствующей формой расселения в северной Руси чуть не до конца 17 века.
а) ступенчатый;
б) концентрический;
в) индуктивный;
г) дедуктивный.
2.Определите способ изложения материала в тексте.
При имени Пушкина тотчас осеняет мысль о русском национальном поэте. В самом деле, никто из поэтов наших не выше его и не может более назваться национальным; это право решительно принадлежит ему. В нем, как будто в лексиконе, заключилось все богатство, сила и гибкость нашего языка. Он более всех, он далее раздвинул ему границы и более показал все его пространство. Пушкин есть явление чрезвычайное и, может быть, единственное явление русского духа: это русский человек в его развитии, в каком он, может быть, явится через двести лет. В нем русская природа, русская душа, русский язык, русский характер отразились в такой же чистоте, в такой очищенной красоте, в какой отражается ландшафт на выпуклой поверхности оптического стекла.
а) ступенчатый;
б) индуктивный;
в) исторический;
г) дедуктивный.
3. Определите способ изложения материала в тексте.
Не заставляет ли вас каждая фраза из произведений г.Гоголя говорить: «Как это все просто, обыкновенно, естественно и верно и вместе как оригинально и ново!» Не удивляетесь ли вы и тому, почему вам самим не пришла в голову та же самая идея, почему вы сами не могли выдумать этих же самых лиц, так обыкновенных, так знакомых вам, так часто виденных вами, и окружить их этими самыми обстоятельствами, так повседневными, так общими, так наскучившими вам в жизни действительной и так занимательными, очаровательными в поэтическом представлении? Вот первый признак истинно художественного произведения.
а) концентрический;
б) индуктивный;
в) дедуктивный;
г) ступенчатый.
4. Определите способ изложения материала в тексте.
Самая ранняя из дошедших до нас отечественных риторик относится к началу 17 века. Предполагается, что ее автор – митрополит Новгородский и Великолуцкий Макарий (умер 12 сентября 1626 г.). В 1699 г. Появляется новая «Риторика». Предполагают, что ее автором был Михаил Иванович Усачев. В начале 18 века было создано риторическое сочинение Феофаном Прокоповичем (1681 – 1736), крупнейшим общественным и церковным деятелем эпохи Петра 1, поддерживающим его реформы. Первый учебник риторики был написан Михаилом Васильевичем Ломоносовым (1711 – 1765). Он был напечатан в 1748 г. под названием «Краткое руководство к красноречию».
а) дедуктивный;
б) концентрический;
в) индуктивный;
г) исторический.
5. Имеется несколько способов изложения материала. Определите какой это способ:
Переход известного к новому на основе сопоставления различных явлений, событий, фактов.
а) индуктивный способ;
б) ступенчатый способ;
в) метод аналогии;
г) дедуктивный способ.
6. Имеется несколько способов изложения материала. Определите, какой это способ:
Изложение материала от частного к общему.
а) исторический способ;
б) дедуктивный способ;
в) индуктивный способ;
г) ступенчатый способ.
7.Дедуктивный метод изложения материала – это:
а) изложение от общего к частному;
б) изложение от частного к общему;
в) проведение параллелей между двумя явлениями;
г) постановка проблемы и ее решение.