Разработка концепции сбора первичных данных

Определение информационных потребностей

Потребность в информации, в том числе и первичной, определяется проблемами, перед решением которых в силу тех или иных причин встала фирма. Если, допустим, руководство той или иной коммерческой организации случайно узнало о том, что в других регионах появилась принципиально новая модель товара, аналогичная той, которую она уже в течение довольно длительного времени продает на своем региональном рынке, то кроме того, откуда эту модель завезли, сколько она стоит, возможна ли в ближайшее время ее доставка и на данный рынок, надо узнать и такие обстоятельства, как к этой модели отнесутся традиционные покупатели товаров данной организации, подойдет ли для них эта модель и т. п.

Или другой случай. Фирма узнала, что на некоем рынке нет товара, производимого ею, и освоение этого рынка может принести неплохие доходы. Фирма может поспешить и сразу же предложить этому рынку свой товар, что будет означать ошибку, иногда весьма серьезную и почти всегда непоправимую. Начинать же следует, каким бы важным ни был фактор времени, с формирования информационных потребностей для последующего опроса или анкетирования потенциальных покупателей, т. е. с установления конкретных показателей. Если же фирма выйдет на рынок без предварительного изучения ситуации, ее, скорее всего, постигнет неудача, приводящая ее в ряде случаев к невозвратимым затратам (см. отступление 5.3).

 

Отступление 5.3.Черчилль Г. А. Маркетинговые исследования. СПб.: Питер, 2000. С. 23.

Узнав, что в Японии отсутствует кетчуп, американская компания решила поставить туда большое количество своего товара, столь популярного у себя на родине. К сожалению, не были выяснены причины, по которым японский рынок остался до сих пор «не охваченным» кетчупом. Большой, изобилующий столькими возможностями рынок был таким соблазнительным, и компания испугалась, что любое промедление с ее стороны позволит конкурентам углядеть доселе упущенную «возможность» и захватить лидерство. Маркетинговые исследования проведены не были, иначе стала бы очевидной причина игнорирования кетчупа: соевый соус ¾ традиционная приправа в Японии.

 

Вопросы, которые необходимо прояснить в ходе проведения маркетингового исследования, надо проанализировать для того, чтобы выбрать наиважнейшие для включения их в анкету или опросный лист. В этом и заключается суть первого этапа исследования по сбору первичной информации, схематично представленного на рис. 5.5.

Разработка концепции и других материалов для исследования ¾ второй этап согласно рис. 5.5 ¾ предполагает:

· четкое определение проблемы, факторов, обстоятельств, влияющих на ее решение;

· формулирование целей исследования, которые должны быть направлены на решение проблемы;

· описание типов данных, которые необходимо получить в процессе исследования;

· описание методов сбора данных, техники измерений, моделей, методов анализа данных;

· обоснование времени, необходимого на исследование, составление календарных планов, графиков для его участников;

· определение стоимости исследования.

Таким образом, на данном этапе осуществляется осмысление и описание всего комплекса работ по проведению предстоящего исследования, в том числе и уточнение намеченных на первом этапе перечней показателей, в разрезе которых необходимо осуществить сбор данных.

Один из важнейших этапов подготовки маркетингового исследования ¾ определение и выбор методов его осуществления (третий этап согласно рис. 5.5), т. е. методов сбора информации, которая подразделяется на количественную и качественную.