Тема: «Оратор и аудитория»

Вопросы для обсуждения:

1. Сформулируйте основные правила взаимодействия оратора и аудитории.

2. Восприятие оратора аудиторией: внешний вид оратора, манера выступления, расположение в аудитории, движения, взгляд, позы и жесты, громкость, темп и интонация.

3. Какую роль в установлении контакта оратора со слушателями играет начальная пауза?

4. Риторические позиции оратора в ходе выступления.

5. Приемы борьбы с волнением.

6. Раскройте содержание понятия «управление аудиторией». Какие каналы воздействия на слушателей есть у оратора?

7. Какие способы поддержания внимания слушателей предлагает современная риторика? Какие из них приемлемы, с вашей точки зрения, в деятельности адвоката?

Темы докладов:

Задания:

1.Какие утверждения правильные?

1. Около 50% информации в публичной речи передается через зрительный канал.

2. Около 25% информации в публичной речи передается через зрительный канал.

3. Яркая индивидуальность оратора понижает эффективность его речевого воздействия на аудиторию.

4. Яркая индивидуальность оратора повышает эффективность его речевого воздействия на аудиторию.

5. Позиция советчика — лучшая ораторская позиция в любой аудитории.

6. Позиция советчика — лучшая ораторская позиция в подготовленной аудитории.

7. Одежда ярких цветов снижает доверие к оратору.

8. Очки снижают доверие к оратору.

9. Энергичным должно быть выступление от начала до конца.

10. Энергичными должны быть отдельные части выступления.

11. Двигаться по аудитории надо как можно меньше.

12. Двигаясь по аудитории, не следует заходить в глубь аудитории.

13. Оратор не должен сидеть, он должен стоять и двигаться.

14. Надо выбрать симпатичное лицо и смотреть на этого человека во время выступления.

15. Смотреть надо на отдельные секторы зала, не задерживая взгляд на отдельных людях.

16. Жесты должны быть немногочисленными и разнообразными.

17. Жесты оратора должны быть взволнованными и высоко эмоциональными.

18. Громкость и тембр речи оратора должны сохраняться на протяжении всего выступления.

19. Наилучший темп речи в публичном выступлении — средний.

20. Если слушатели наклоняются вперед, это свидетельство их внимания.

21. Если слушатели откидываются назад, это свидетельство того, что им нравится выступление.

22. Обращение оратора к отдельным слушателям негативно воспринимается аудиторией.

23. Обращение оратора к отдельным слушателям активизирует аудиторию.

24. Наиболее увлекательной для слушателей надо сделать первую половину выступления.

25. Максимальное время ответа на вопрос слушателя — 5 мин.

26. Максимальное время ответа на вопрос слушателя — 1,5 мин.

27. Слушатели обычно не хотят, чтобы оратор формулировал для них главную мысль.

28. Слушателям обычно необходимо, чтобы главная мысль была сформулирована для них оратором.

29. Наиболее эффективный способ донесения главной мысли — ее неоднократное повторение в неизменном виде.

30. Наиболее эффективный способ донесения главной мысли — ее неоднократное повторение в измененном виде.

2.Что надо делать в следующих случаях?

1. В аудиторию забежала кошка. 2. В аудиторию все время заглядывают посторонние. 3. Слушатели в задних рядах разговаривают друг с другом и мешают лектору. 4.Некоторые слушатели встают и уходят. 5. Слушатели зевают. 6. По раздраженным лицам некоторых слушателей видно, что они совершенно не согласны с вами. 7. С места раздаются громкие реплики несогласия. 8. С места раздаются грубые, провокационные выкрики, реплики. 9. По ходу вашего выступления вам задают вопрос, ответ на который отвлечет вас от темы. 10. По ходу вашего выступления вам задают вопрос, на который вы не можете сразу ответить. 11. Стало душно. 12. Погас свет. 13. Выключился микрофон. 14. В аудиторию доносится сильный шум из коридора.

3.Громко считайте до 30, обращаясь к группе, и используйте при этом разнообразные риторические жесты, как бы пытаясь убедить своих сокурсников в чем-то. Не повторяйтесь.

4.Как вы могли бы охарактеризовать ораторскую индивидуальность ваших преподавателей? В чем, по вашему мнению, ваша индивидуальность как оратора?

5.Один из студентов выходит к преподавательскому столу, другие с места, подняв предварительно руку, задают ему любые вопросы, но такие, которые требуют более или менее развернутого ответа. При ответе на вопросы используйте различные приемы активизации внимания аудитории. Внимание! Вопросы должны быть тактичными.

6. Прочитайте наизусть отрывки из речей (не менее 200 слов). Постарайтесь передавать чувства оратора с помощью мимики и жестов, активизируя внимание