Лекция 11. Анализ обновления продукции и ее качества

3.

2.

Необходимым элементом аналитической работы в организации является анализ выполнения плана по номенклатуре и ассортименту.

Оценка выполнения плана по номенклатуре основывается на сопоставлении планового и фактического выпуска товаров по основным видам, включенным в номенклатуру.

 

Оценка выполнения плана по ассортименту продукции обычно производится либо по методу наименьшего процента, либо по методу среднего процента.

 

Наиболее простым является способ наименьшего процента. При его применении определяется процент выполнения плана только по тем позициям ассортимента, по которым фактическое количество меньше запланированного.

Наиболее распространенным способом оценки является исчисление среднего процента. Средний процент рассчитывается путем деления общего фактического выпуска продукции, зачтенного в выполнение плана по ассортименту, на общий плановый выпуск продукции (продукция, изготовленная сверх плана или не предусмотренная планом, не засчитывается в выполнение плана по ассортименту).

(10.2)

где Пасс – выполнение плана по ассортименту, %;

i – фактический объем производства товаров i-ого вида в пределах плана, тыс.руб.;

Vплi – плановый объем производства товаров i- ого вида.

 

План по ассортименту считается выполненным только в том случае, если выполнено задание по всем видам товаров.

 

Анализ выполнения плана по ассортименту разберем на семинаре (Таблица 10.1)

 

Основные причины, влияющие на невыполнение плана по ассортименту продукции:

Внутренние причины:

− недостатки в организации производства;

− плохое техническое состояние оборудования;

− простои;

− аварии;

− недостаток средств;

− недостатки в системе управления и материального стимулирования.

Внешние причины:

− конъюнктура рынка;

− изменение спроса на отдельные виды продукции;

− состояние материально-технического обеспечения;

− несвоевременный ввод в действие производственных мощностей предприятия по не зависящим от него причинам.

 

При оперативном анализе выполнения плана по ассортименту используются компьютерные варианты расчетов, в которых отражается фактический выпуск за сутки (смену), определяется отставание от планового задания за день и с начала месяца по количеству выпущенных изделий в натуральном выражении или по количеству наименований.


Структура товаров – это соотношение отдельных видов товаров в общем объеме их выпуска.

Неравномерное выполнение плана по выпуску отдельных товаров приводит к отклонениям от плановой структуры, нарушая тем самым условия сопоставимости всех экономических показателей (объем производства в стоимостной оценке; материалоемкость; себестоимость товарной продукции; прибыль; рентабельность и др.). Увеличение выпуска по одним видам товаров и сокращение по другим приводит к изменению структуры, т.е. меняется соотношение отдельных товаров в общем их выпуске. Выполнить план по структуре – значит сохранить в фактическом выпуске запланированные соотношения отдельных видов товаров.

Анализ структуры товаров предполагает изучение удельного веса каждого вида товаров в плановом и фактическом их объеме, то есть плановой и фактической структуры выпускаемых товаров, степени выполнения плана по структуре. (На семинаре Таблица 10.2).

 

Расчет влияния структуры производства на уровень перечисленных показателей можно произвести методами факторного анализа: методом цепной подстановки, методом средних цен, методом прямого счета. (на семинаре)

 


Таблица 10.1. Выполнение плана по ассортименту товаров

Вид товара Объем производства, тыс.руб. Темп роста, % Объем производ- ства, зачтенный в выполнение плана по ассор- тименту, тыс.руб.
  план   факт
А 128,58
Б 115,31
В 130,95
Г 123,96
Д 130,71
Е 88,22
Итого: 125,28

 

Оценка по методу наименьшего процента для нашего примера составляет:

Пасс = 5146 / 5833 * 100 = 88,2 %,

по методу среднего процента:

Пасс = 571974 / 572661 *100 = 99,88%.

План по ассортименту в рассматриваемом примере организацией не выполнен.

 

 

В исследуемой организации уменьшение выпуска товаров произошло за счет несоблюдения плановой структуры: удельный вес изделия А уменьшился по сравнению планом на 4,08% (78,46% - 74,38%) и по товару Е – на 0,12% (0,91% - 0,79%).

 

Таблица 10.2 Анализ структуры товаров

Вид товара Выпуск товаров, шт. Выполнение плана, % Структура выпуска товаров, %
план факт план факт
А 101,09 78,46 74,38
Б 119,64 5,59 6,27
В 144,59 5,66 7,67
Г 110,73 2,62 2,72
Д 128,88 6,76 8,17
Е 92,16 0,91 0,79
Итого: 106,64

 

Расчет влияния структуры производства на уровень перечисленных показателей можно произвести методами факторного анализа: методом цепной подстановки, методом средних цен, методом прямого счета.

 

Исходные данные для расчетов представлены в таблице 10.3.

 

Таблица 10.3. Исходные данные для анализа структурных сдвигов

 

Вид това- ра Оптовая цена за единицу товара в плановых ценах, руб. Выпуск товаров, шт. Структура выпуска, % Изме- нение струк- туры, % Темп роста выпуска Объем производства товаров, тыс.руб.
план факт план факт план факт
А 78,46 74,38 -4,08 101,09
Б 5,59 6,27 +0,68 119,64
В 5,66 7,67 +2,01 144,59
Г 2,62 2,72 +0,1 110,73
Д 6,76 8,17 +1,41 128,88
Е 0,91 0,79 -0,12 92,16
Итого:     106,64

 

Метод прямого счета по всем изделиям позволяет определить влияние изменения удельного веса каждого изделия на объем выпуска товаров в плановом и текущем периодах.

Влияние структурных сдвигов на объем выпуска товаров определяется как разность между условным объемом производства товаров при фактическом выпуске, фактической структуре и плановой цене (V2) и условным объемом производства товаров при фактическом выпуске, плановой структуре и плановой цене (V1):

 

,

( 10.3)

,

или

где ∆Vстр– изменения объема производства товаров за счет изменения структуры;

Qф – общий объем выпуска всех товаров в текущем периоде, шт.;

Уiпл , Уiф– удельный вес i-ого вида товара в общем объеме выпуска в плановом и текущем периодах соответственно;

Рiплцена i-ого вида товара в плановом периоде,

В таблице 10.3 представлены результаты расчета и анализа влияния структурных сдвигов на объем производства.

Таблица 10.4

Таблица 10.4Расчет и анализ влияния структурных сдвигов на объем производства методом прямого счета по всем изделиям

 

Вид товара   Оптовая цена за единицу товара в плано- вых ценах, руб., Рiпл Выпуск товаров, шт. Удельный вес товара в общем выпуске Плано- вый объем произ- водства товаров, тыс.руб. QiплРiпл Условный объем производства товаров при фактическом выпуске, тыс.руб. Изменение объема производства, тыс.руб.
план Qiпл факт Qiф план Уiпл факт Уiф и плановой струк- туре QфУiплРiпл и факти- ческой струк- туре QфУiфРiпл
А 0,7846 0,7438 -18700
Б 0,0559 0,0627
В 0,0566 0,0767
Г 0,0262 0,0272
Д 0,0676 0,0817
Е 0,0091 0,0079 -818
Итого:   (Qпл) (Qф) (Vпл) (V1) (V2) (∆Vстр)

 

Из таблицы 10.4. следует, что разница между условным фактическим объемом производства при фактическом итоговом выпуске по плановым ценам при плановой структуре и при фактической структуре существенна, и это вызвано отличием структуры выпуска товаров в плановом и отчетном периодах. Данный структурный сдвиг вызывает изменение фактического условного объема производства товаров на 16368 тыс.руб.

Полученные данные позволяют также оценить отклонение условного объема производства при фактическом выпуске, плановой цене и плановой структуре от планового объема производства.

∆V1 = V1 –Vпл , (11.4)

∆V1 =610689 –572662 = 38027 тыс.руб.

При учете влияния двух факторов на объем производства, изменения объема производства будут выражаться следующим образом:

 

∆V2 =∆Vстр + ∆V1, (11.4)

∆V2 = 16368 + 38027 = 54395 тыс.руб.

Для общего объема производства:

∆V2 = 627057 - 572662 =54395 тыс.руб.

Метод прямого счета по всем изделиям и по проценту выполнения плана учитывает влияние структурного сдвига, рассчитанного с учетом отношения фактического выпуска товаров к плановому.

,

( 0.6)

,

где ∆В– отношение фактического выпуска к плановому, в нашем случае:

 

∆В=43230/40538 = 1,0664.

Результаты расчета влияния структурных сдвигов данным методом приведены в таблице 10.5.

 

Таблица 10.5Расчет и анализ влияния структурных сдвигов на объем производства

методом прямого счета по всем изделиям и по проценту

 

Вид товара   Оптовая цена товара в плановом периоде, руб., Рiпл Выпуск товаров, шт. Условный объем производства товаров при плановой цене, тыс.руб. Изменение объема производ- ства тыс.руб.
план Qiпл Факт Qiф и при факти- ческом выпуске QiфРiпл при плановом выпуске и учете отношенияфактического выпуска к плановому Qiпл∆ВРпл
А -18726
Б
В
Г
Д
Е -845
Итого:   (Qф) (V2) (V1) (∆Vстр)

 

В соответствии с таблицей 10. , влияние структурного сдвига на объем производства, рассчитанного данным методом, составляет, как и в случае расчета методом прямого счета (Таблица 10.5), составляет 16368 тыс.руб.

Метод средних цен основан на определении средневзвешенных цен при плановой и фактической структуре и умножении разницы полученных величин на фактический выпуск товаров:

(10.7)

или :

Определение изменения средней цены приводится в таблице 11.6.

 

Таблица 10.6Расчет изменения средней цены единицы товара

за счет изменения структуры выпуска

Вид товара   Оптовая цена товара в плановом периоде, руб., Рiпл Структура выпуска товаров, % Изменение средней цены за счет структуры, руб.
план факт +,-
А 78,46 74,38 -4,08 -43,26
Б 5,59 6,27 +0,68 34,19
В 5,66 7,67 +2,01 34,34
Г 2,62 2,72 +0,1 5,57
Д 6,76 8,17 +1,41 8,90
Е 0,91 0,79 -0,12 -1,89
Итого:         37,86

 

Итак, за счет структурных сдвигов в объеме выпуска товаров, средняя цена единицы товара возросла на 37,86 руб. Изменение объема выпуска товаров за счет структурных сдвигов определяется как произведение изменения средней цены на фактический выпуск товаров в отчетном периоде:

 

∆Vстр = 37,86 * 43230 : 1000 = 16368 тыс.руб.

В результате использования трех методов расчета были получены одинаковые результаты по каждому из них, т.е. структурные сдвиги в выпуске товаров увеличили объем производства на 16368 тыс.руб.

Проведенный анализ влияния изменения структуры выпуска товаров на объем производства продукции и среднюю цену единицы продукции показывает важность обоснованности планирования структуры товаров и выполнения принятых планов.


Вопросы: