Процесс бюджетирования
Цели и задачи бюджетирования
Лекция 5. Бюджетирование как система планирования деятельности организации
РАЗДЕЛ III
СМЕТНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ (БЮДЖЕТИРОВАНИЕ) И АНАЛИЗ ИСПОЛНЕНИЯ СМЕТ (БЮДЖЕТОВ)
Вопросы:
1. Понятие бюджета организации
4. Состав операционных бюджетов
5.Состав финансовых бюджетов
6. контроль выполнения бюджета организации и анализ отклонений
1.
Бюджет - это план деятельности организации за определенный период, определяющий потребность компании в ресурсах, необходимых для получения прогнозируемых доходов, выраженный в натуральном и/или денежном выражении .
Бюджет необходим только самой компании, ее руководству и собственникам.
Функции бюджета:
- бюджет как экономический прогноз. Процесс разработки бюджета является переработкой стратегических прогнозов;
- бюджет как основа для контроля. Сравнивая фактические показатели деятельности организации с запланированными в бюджете, можно осуществлять бюджетный контроль;
- бюджет как средство координации. Бюджет представляет собой выраженный в стоимостных показателях план в области производства, закупок сырья или товаров, реализации товара, инвестиционной деятельности и т.д.;
- бюджет как основа для постановки задачи. Разрабатывая бюджет на предстоящий период, необходимо принимать решения заблаговременно, до начала деятельности в этот период.
Таблица 5.1. Виды бюджетов
Бюджеты | Характеристика |
По типу | |
Бюджеты, построенные по принципу «снизу вверх» | Предусматривают сбор и постепенную передачу информации от исполнителей к менеджерам нижнего уровня и далее к руководству компании. Недостатки: много сил и времени уходит на согласование бюджетов, а руководство не имеет доступа к «первичной» информации. В процессе передачи от одного уровня другому показатели могут изменяться, что искажает исходную информацию. |
Бюджеты, построенные по принципу «сверху вниз» | Работают по обратному принципу. Недостатки: не учитывается мнение самих исполнителей, а руководство зачастую не обладает полной информацией, необходимой для бюджетирования. На практике, как правило, применяются смешанные варианты, содержащие в себе черты обоих типов |
По времени исполнения | |
Долгосрочные и краткосрочные бюджеты | В западной практике: долгосрочный - бюджет, составленный на срок 1 год и более; а краткосрочный - на период не более 1 года. В России: -краткосрочный - бюджет составленный на срок от 3 до 6 месяцев; долгосрочный - от 6 месяцев до года. |
Непрерывные (скользящие) бюджеты | По мере того как заканчивается месяц (квартал), к «старому» бюджету добавляется новый. Этот вид бюджета целесообразно использовать в условиях с высокой степенью неопределенности. Бюджетирование можно построить так: на первый квартал планового года построить максимально подробный бюджет, далее бюджеты могут быть уже более приблизительными и уточняться по мере исполнения |
Постатейный бюджет | Предусматривает жесткое ограничение суммы по каждой отдельной статье расходов без возможности переноса в другую статью. |
Бюджеты с временным периодом | Этот термин означает систему бюджетирования, в которой неизрасходованный на конец периода остаток средств не переносится на следующий период. Недостатки: неравномерность расходования средств (в конце периода тратятся остатки неоптимальным образом) |
Статичные и гибкие бюджеты | В статичном типе бюджета цифры находятся вне зависимости от объемов производства; При составлении гибкого бюджета расходы ставятся в зависимость от некоего параметра (как правило, объема производства или продаж) |
Бюджеты с нулевым уровнем, преемственные бюджеты и бюджеты, предполагающие несколько вариантов развития событий | Бюджет с нулевым уровнем - это бюджет, который каждый раз составляется заново, «с нуля».Преемственный бюджет - имеет шаблон, в который лишь вносятся коррективы, отражающие текущие изменения. Преемственный бюджет намного снижает объем усилий и времени, затрачиваемых на бюджетный процесс. Однако он может привести к тому, что в процессе бюджетирования будут повторяться одни и те же ошибки. Бюджет с наличием нескольких вариантов развития событий - в зависимости от складывающейся ситуации выбирается наиболее подходящий вариант. В этом случае некоторые статьи бюджетов имеют несколько значений, из которых в результате выбирается одно |
Недостижимые и неприемлемые бюджеты | Недостижимый бюджет - на практике целей, заложенных в нем, достичь не удается. Неприемлемый бюджет - его цели достижимы, но не выгодны для предприятия. Генеральные и частные бюджеты. Бюджет, который охватывает общую деятельность предприятия, называется генеральным (общим). Его цель -объединить и суммировать сметы и планы подразделений предприятия, называемых частными бюджетами. |
Единой модели построения бюджета не существует - для каждого конкретного предприятия бюджет будет индивидуален.
2.
Бюджетирование (сметное планирование) - это процесс планирования будущей деятельности организации, результаты которого оформляются системой бюджетов. Бюджетирование предполагает создание технологии планирования, учета и контроля денежных средств и финансовых результатов.
Создание бюджетов осуществляется в рамках оперативного планирования. Исходя из стратегических целей фирмы, бюджеты решают задачи распределения экономических ресурсов, находящихся в распоряжении организации. Разработка бюджетов придает количественную определенность выбранным перспективам существования фирмы.
Основные задачи бюджетирования:
· обеспечение текущего планирования;
· обеспечения координации, кооперации и коммуникации подразделений предприятия;
· обоснование затрат предприятия;
· создание базы для оценки и контроля планов предприятия;
· исполнение требований законов и контрактов.
Современные методы бюджетирования базируются на информационных технологиях управления, что позволяет предприятию автоматизировать следующие процессы:
- расчеты, заложенные в методологии бюджетного планирования;
- формирование главных бюджетных форм;
- согласование бюджетов;
- контроль и анализ исполнения бюджетов.
Система бюджетирования должна обеспечивать трансформацию данных бухгалтерского учета в данные управленческого учета, и это позволит избежать ведения двойного учета (бухгалтерского и управленческого) и минимизировать затраты на ввод данных о фактическом исполнении бюджетов.
Процесс внедрения бюджетирования в организации включает следующие этапы:
- изучение внутренней и внешней документации организации, ее структуры и взаимодействия подразделений, механизмов управленческого учета и т.д.;
- поиск наименее болезненных путей вовлечения управленческой команды организации в процесс бюджетирования;
- разработка плана внедрения бюджетирования;
- пересмотр старых или разработка новых внутренних стандартов;
- разработка или приобретение программного обеспечения и его установка на внутренней сети организации;
- создание информационной компьютерной базы для бюджетирования, предусматривающей разработку новых отчетов по подразделениям, приближенных к специфике деятельности организации;
- создание новых или реорганизация старых подразделений для осуществления процесса бюджетирования;
- обучение персонала.