Производственный план.

Этот раздел бизнес-плана имеет следующую структуру:

1) Производственная программа организации:

- объем выпуска товаров;

- доля продажи товаров на основе договоров купли-продажи;

- коэффициент роста объемов выпуска товаров;

2) Схема технологического процесса.

3) Потребность в основных средствах (зданиях и сооружениях производственного назначения, рабочих машинах и оборудовании, транспортных средствах);

- общая потребность и прирост основных средств;

- расчет общей потребности оборудования по годам;

- стоимость основных производственных средств (виды и наименование основных производственных средств, организация-производитель, количество, цена и всего по годам);

- расчет необходимой массы исходного сырья;

- потребность в кадровом обеспечении.

 

1) Определяется производственная программа организации, дается подробное описание производственного процесса с указанием узких мест и путей их преодоления. Производится точное определение себестоимости производимого товара.

2)В описании технологического процесса указываются необходимые производственные мощности, потребность и условия приобретения технологического и прочего оборудования, потребность в сырье и материалах, требования к источникам энергии и их доступности. Определяются требования к качеству и дисциплине поставок, а также качеству товара.

Приводится характеристика необходимого производственного, инженерно-технического и административного персонала, оценивается его наличие и квалификация.

 

План маркетинга.В этом разделе бизнес-плана описывается стратегия маркетинга, заключающаяся в установлении соответствия возможностей организации требованиям рынка. В стратегии проникновения на рынок организация описывает последовательность своих действий по проникновению на новый рынок, введению нового товара на старый рынок или проникновению с товаром рыночной новизны на новые сегменты рынка.

План маркетинга предусматривает следующие разделы:

а) Выбор системы распространения товара:

- производитель – розничный торговец – потребитель.

- производитель – оптовый торговец - розничный торговец – потребитель.

- производитель – крупнооптовый торговец - мелкооптовый торговец - розничный торговец – потребитель.

б) Анализ ценовой политики и методы ценообразования. Здесь проводится оценка того, на сколько цены на товар отражают издержки организации, конкурентоспособность товара, спрос на него, оценку покупателями уровня цен и вероятную их реакцию на изменение цены. Дается характеристика политики стимулирующих цен организацией, действиям организации при изменении цен конкурентами.

в) Реклама. В части рекламы описываются тип и средства распространения применяемой рекламы (пресса, печатная реклама, наружная реклама, экранная, теле- и радиореклама). Оценивается использование каналов распространения информации, эффективность этих каналов. Определяются цели, поставленные перед рекламой, рассчитываются средства, выделенные на рекламу. Оценивается эффективность связи между активностью рекламы и уровнем сбыта, а также уровнем прибыли. Рассматриваются методы оценки потребителями качества рекламных текстов, стиля рекламы.

г) Методы симулирования продаж, формирования спроса и организации послепродажного сервиса. Приводится оценка их фактического состояния и прогноз. Определяется предполагаемый объем продаж.

Приводятся данные по использованию рассрочки или других видов кредита в качестве стимулятора сбыта, оценивается известность потенциальным покупателям условий рассрочки и иных видов кредита, возможности предоставления образцов товара на пробу, использования премиальной торговли.

Рассматривается специализация персонала по рынкам и товарам.

Оценивается соответствие вариантов расфасовки требованиям данного рынка.

Определяется степень узнаваемости товара организации на фоне других товаров, наличие товарного знака.

 

Организационный план.Обосновывается организационная структура (линейная, функциональная, штабная, матричная), производится ее оценка.

 

План по рискам. Составляется перечень простых рисков, из которых выбираются наиболее важные для данного проекта (финансово-экономические риски, риск падения рентабельности и т.д.). Системно проведенный анализ рисков и формулирование мер по их парированию должно дать инвестору уверенность в надежности бизнеса, в том числе - в опытном менеджменте, предвидящем опасности и умеющем сводить их к минимуму. (Таблица 4.1.)

Таблица 4.1 Виды рисков и их влияние на основные показатели деятельности организации

 

Виды рисков Отрицательное влияние
Неустойчивость спроса Падение спроса с ростом цен
Появление альтернативного продукта Снижение спроса
Снижение цен конкурентов Снижение цен
Увеличение производства у конкурентов Падение продаж или снижение цен
Рост налогов Уменьшение чистой прибыли
Снижение платежеспособности потребителей Падение продаж
Рост цен на сырье, материалы, перевозки Снижение прибыли из-за роста цен на сырье, материалы, перевозки
Зависимость от поставщиков, отсутствие альтернативы Снижение прибыли из-за роста цен
Недостаток оборотных средств Увеличение кредитов или снижение объема производства

 

Финансовый план.Основные моменты:

- прибыльность(позволяет оценить, является ли проект достаточно привлекательным для участников бизнеса);

- поток наличности(позволяет оценить, являются ли инвестиции в данный бизнес безопасными и будут ли платежи, причитающиеся участникам, осуществляться в соответствии с графиком).

 

Финансовый раздел бизнес-плана состоит из трех основных финансовых отчетов:

- балансового отчета, который отражает картину платежеспособности бизнеса;

- счета прибылей и убытков, отражающего прибыли (убытки), возникшие в результате ведения хозяйственной деятельности после вычета необходимых расходов;

- отчета о потоке наличности, предоставляющего информацию о способности бизнеса генерировать наличные средства и выполнять свои финансовые обязательства.

 

До составления финансовой отчетности необходимо сделать допущения относительно:

- расчета себестоимости единицы товара (заключается в установлении цены и выявлении переменных затрат на единицу товара);

- предположения о продажах (для начального периода производства необходимы договоренности с клиентами о будущих продажах. Начиная со второго года, прогноз продаж основывается на предположениях (реалистичных));

- предположения о потоке наличности (перечисления всех оттоков наличных средств (платежей) и всех притоков наличности с разноской по месяцам);

- предположения об источниках финансирования плана (потенциальному инвестору демонстрируются допущения, на основе которых составлены балансы и другие части финансового плана).

 

Возможность выполнения проекта.После составления, вся отчетность, должна быть прокомментирована. Комментарии могут быть сделаны на основе подсчета общей прибыльности проекта и специфических подсчетов с использованием некоторых показателей отчетности.

Общая прибыльность -показатель, применяющийся для сравнения прибыльности данного проекта с другими альтернативами проектами, требующими инвестиций.

 

Методы оценки общей прибыльности проекта:

1) расчет внутренней нормы рентабельности;

2) расчет чистой дисконтированной стоимости;

3) период окупаемости (необходимое число лет работы для возмещения сделанных инвестиций).

 

Данные расчеты основаны на прогнозе потока наличности.

 

Обоснование финансово-экономической целесообразности реализации планируемого производства можно дать на основе расчета показателей ликвидности, платежеспособности, финансовой независимости, устойчивости и стабильности организации, ожидаемого срока окупаемости проекта. Расчет коэффициентов производится по данным прогнозного баланса активов и пассивов организации, по данным раздела “План производства” бизнес-плана.

(на семинаре)

 

 

Таблица 4.2 Финансово-экономические результаты деятельности организации

 

  Коэффициент 1-й год 2-й год 3-й год Средний показатель по отрасли
Коэффициенты ликвидности        
- коэффициент быстрой ликвидности       1,0
- коэффициент абсолютной ликвидности       0,2
- коэффициент покрытия баланса       2,0
Коэффициенты финансовой независимости и устойчивости        
- общий (коэффициент автономии)       >0,6
В части формирования запасов        
- коэффициент финансовой устойчивости       >0,7
Коэффициенты деловой активности       1,25
Продолжительность оборачиваемости, дней        
а) запасов        
б) дебиторской задолженности        
в) кредиторской задолженности        
г) операционного цикла (а+б)        
д) финансового цикла (г-в)        
Фондоотдача основных средств, руб.        
Коэффициенты прибыли        
- рентабельность продаж,%        
- рентабельность основной деятельности, %        
- рентабельность авансированного капитала, %        
Срок окупаемости проекта, лет       Нормативный срок окупаемости