Место аудита в системе финансового контроля.

 

Контроль - неотъемлемая часть системы управления, одна из форм обратной связи, благодаря которой управляющая система получает реальную информацию о действительном состоянии управляемой системы. Контроль обеспечивает проверку выполнения управленческих решений, соблюдение заданных нормативов и условий хозяйствования.

По организационным формам контроль подразделяется на :

- государственный

- ведомственный

- вневедомственный

- аудиторский

-внутрихозяйственный

- общественный

 

Государственный контроль осуществляется государственными органами контроля: Федеральным казначейством, Счетной Палатой РФ, Контрольно-ревизионнным аппаратом Минфина РФ, Государственным таможенным комитетом РФ и др.

Ведомственный контроль – это контроль отдельных государственных ведомств (министерств, комитетов, департаментов) за деятельностью подведомственных им предприятий и организаций. Обычно осуществляется путем проведения ревизий и тематических проверок.

Вневедомственный контроль осуществляется уполномоченными органами в отношении различных предприятий и организаций. Примером такого контроля может являться судебно-бухгалтерская экспертиза, осуществляемая правоохранительными органами при рассмотрении уголовных и гражданских дел. Аудит так же представляет собой форму вневедомственного контроля.

Аудиторский контроль независимая проверка финансовой отчетности и информации с целью удовлетворения потребностей заказчиков аудиторской проверки в объективной информации о результатах финансово –хозяйственной деятельности предприятия, ее законности и правильности отражения в отчетности.

Внутрихозяйственный контроль - организуется хозяйствующими субъектами самостоятельно. Его осуществляют созданные в соответствии с учредительными документами или правилами внутреннего распорядка предприятия ревизионные комиссии, отдел «внутреннего аудита» или назначенный ревизор.

Общественный контроль реализуется через общественные институты на основе законов, обязывающих органы власти представлять информацию обществу. Большую роль здесь играют средства массовой информации, выражающие интересы различных общественный и политических объединений.

 

Несмотря на тесную связь аудита с другими формами финансового контроля, между ними существуют как сходные черты, так и различия.

Рассмотрим, к примеру, такую форму контроля, как ревизия. Ревизии, так же как и аудит, является способом проверки фактического материала, базой проверки является финансовая документация. Но ревизия является принудительной формой контроля, и основной ее целью является выявление недостатков, наказание виновных. При ревизии применяются специальные методы контроля (инвентаризация, встречная проверка), а так же некоторые стандарты и нормы аудита.

При судебном разбирательстве, дознании, предварительном следствии пользуются услугами экспертов- бухгалтеров и назначается судебно-бухгалтерская экспертиза. Их различие с аудитом состоит в следующем:

Судебно-бухгалтерская экспертиза назначается по инициативе суда, следствия.

Суд, вынося определение о назначении СБЭ, указывает экспертное учреждение, которое будет проводить экспертизу, и определяет вопросы, которые необходимо решить эксперту – бухгалтеру. Эти вопросы всегда направлены на выяление фактов недостач, злоупотреблений, мошенничеств и др. фактов несоблюдения установленных требований ведения бухгалтерского учета, финансовой отчетности , расчетной, кассовой дисциплины. При проведении СБЭ исследуются конкретные факторы и определенные материалы, указанные в постановлении о назначении судебной экспертизы. При проведении СБЭ нельзя проводить инвентаризации, получать информацию от третьих лиц, привлекать экспертов и др.

Таким образом, мы видим, что функции финансового контроля выполняют различные контролирующие органы. И, несмотря на наличие сходных черт и принципиальных отличий от других методов контроля, аудит имеет собственное место в системе финансового контроля. У аудита собственная функция – функция засвидетельствования достоверности отчетности, своя цель - выражение независимого квалифицированного мнения, свои задачи – защита интересов собственника, свои субъекты проверки - предпринимательские структуры, и свои объекты проверки - собственность акционеров и инвесторов.