Свойства информации
Понятие информации
Термин информация происходит от латинского слова informatio – разъяснение, изложение. Первоначальное значение этого термина – сведения, передаваемые людьми устным, письменным или иным способом.
С ХХ века термин информация превратился в общенаучное понятие, означающее обмен сведениями между двумя субъектами либо объектами.
В широком смысле информация – это сведения, знания, сообщения, являющиеся объектом хранения, преобразования, передачи и помогающие решить поставленную задачу.
В философском смысле информация есть отражение реального мира. Это сведения, которые один реальный объект содержит о другом реальном объекте. Таким образом, понятие информации связывается с определенным объектом, свойства которого она отражает.
Объективность и субъективность информации:
Понятие объективности информации является относительным, т. к. методы являются субъективными. В ходе информационного процесса степень объективности информации всегда понижается.
Полнота информации:
Характеризует качество информации и определяет достаточность данных для принятия решений или для создания новых данных, на основе имеющихся.
Пример:
Вы прочитали в газете такое сообщение: "Будет дождь". Это неполная информация, т. к. не сказано, когда именно будет дождь.
"Завтра после полудня будет дождь" - полная информация.
Достоверность информации:
При регистрации сигналов могут появляться не только "полезные" сигналы, но и посторонние сигналы - информационный шум. Если полезный сигнал зарегистрирован более чётко, чем посторонние сигналы, достоверность информации будет более высокой. Чем выше информационный шум, тем ниже достоверность информации.
Пример:
"Волга впадает в Черное море" - недостоверная информация.
"Волга впадает в Каспийское море" - достоверная информация.
Доступность информации:
Мера возможности получить ту или иную информацию. На степень доступности информации влияют одновременно как доступность данных, так и доступность адекватных методов.
Актуальность информации:
Это степень соответствия информации текущему моменту времени. Достоверная и адекватная устаревшая информация - неактуальна.
Пример:
"На прошлой неделе в это время в Ярославле шёл дождь" - эта информация для нас не актуальна, т. к. она является устаревшей.
"Завтра в Лондоне будет дождь" - это может быть новая, достоверная и полная информация, но для нас она не актуальна, т.к. мы не поедем в Лондон и нам не интересно, какая там погода.
"Скоро улицы нашего города будут затоплены" - такая информация является для нас актуальной.
Адекватность информации:
Количество информации, извлекаемой получателем из поступающих сообщений, зависит от степени его подготовленности восприятия такой информации. Если подготовленность к восприятию получателя сообщения близка к нулю, то получатель не понимает сообщение и для него количество принятой информации равно нулю. Такая ситуация аналогична прослушиванию сообщения на неизвестном языке. Сообщение может быть не лишено смысла, однако оно непонятно, а значит, неинформативно. Количество информации в сообщении также будет равно нулю, если его получатель знает абсолютно всё о предмете. В этом случае сообщение не дает ему ничего нового.