Функции внутрикорпоративной PR-службы.

 

Взаимоотношения администрации с сотрудниками являются важной частью PR. В советские времена на каждом предприятии существовали органы внеэкономического менеджмента – партийные и профсоюзные комитеты. Конечно, отождествлять внутрикорпоративный PR с профкомами и парткомами нельзя, но стоит заметить объединяющую их цель – работа с коллективом, направленная на повышение его сплоченности, что, в свою очередь, прямо влияет на достижение организацией тактических и стратегических целей. Исходя из этого, можно с уверенностью утверждать, что именно служба по связям с общественностью (если персоналом занимается именно она) должна определять внутрифирменную политику.

Необходимость серьезного подхода квнутрикорпоративным коммуникациям сегодня вполне очевидна. Нынешние профессионалы, составляющие хороший коллектив, обладают гораздо большей автономностью, независимостью и, не задумываясь, уходят, если их что-то не устраивает. Их личные потребности для них весьма значимы. В конечном счете, от них зависит, сколько усилий им прилагать на работе, а эти усилия напрямую связаны с тем, как с ними обращаются и насколько их ценят как людей, а не рабочую силу. И тем не менее внутриорганизационными коммуникациями зачастую пренебрегают по причинам, ничуть не связанным с объективными трудностями. Это и нехватка времени в силу напряженности ведения бизнеса, и многолетняя, если не многовековая, российская традиция однонаправленных связей сверху вниз, и общая перегрузка деловой информацией.

Первопричина того, что деловые коммуникации не достигают своей цели, состоит в том, что те, кто их осуществляет, упускают из виду, что на другом конце находятся реальные люди, а не обезличенный корпоративный объект.

PR-служба внутри организации занята разработкой и осуществлением программ по работе с персоналом, как раз и складывающихся в упомянутую выше внутрикорпоративную коммуникационную политику. Такая политика предусматривает, в частности, следующее:

– объединение персонала на основе индивидуальных целей (зарплата, рост по службе с приобретением статуса и т. п.) для достижения общей цели (прибыль и процветание организации);

– создание идеологии и имиджа фирмы, в поддержании которого участвует персонал;

– установление взаимопонимания между руководством и персоналом;

– создание единой системы объективных оценок на основе вклада каждого в успех фирмы;

– поддержание высокого профессионализма;

– контроль за мотивированностью, поддержание благоприятного психологического и морального климата.

В связи с этим, типовыми функциями внутрикорпоративного PR являются:

• ознакомление служащих с целями, задачами и планами организации;

• информирование их о проблемах, действиях и результатах;

• консультации со служащими по поводу отрицательных, острых или противоречивых вопросов (при этом PR-консультанту должны доверять больше, чем начальнику, отсюда и совет не занимать ничью сторону!);

• стимулирование постоянного и результативного двустороннего общения менеджерского состава с подчиненными;

• оперативное информирование о наиболее важных делах и решениях;

• установление духа творчества и новаторства.

При этом используются все виды каналов: это радио, газеты, журналы, живое общение. Важным условием здесь является обязательность двусторонней связи, поэтому все подобные издания должны допускать критику, а не быть просто рупором начальства.

Тем не менее, все внутрикорпоративные каналы можно разделить на формальные и неформальные. Формальные каналы:

– от главы фирмы на общих собраниях и личных встречах;

– через руководителей подразделений;

– через непосредственного руководителя;

– внутренняя газета;

– общая доска объявлений;

– доски объявлений по отделам.

Неформальные каналы:

– через коллег;

– через случайные внефирменные контакты с «осведомленными» людьми.

Существует очень простое правило: чем меньше загружены формальные каналы, тем больше информации уходит через каналы неформальные, слабо поддающиеся регулированию. В таких каналах циркулирует чаще всего информация негативная: об увольнениях, ужесточении рабочего режима и пр. Из этого есть только один выход: использовать формальные каналы с креативом и душой.

Обычно, говоря о внутрикорпоративном PR, особый акцент делают на разного рода мероприятиях – от массового и пафосного слета «передовиков» до скромного «корпоративного пикника». Однако начинать надо с того, что является идеологией корпорации, или корпоративной религией. Это сумма представлений, существующих у коллектива, делающая работу людей в данной организации оправданной идаже привлекательной для них самих. Сама по себе корпоративная религия не возникает. Она опирается на сумму ритуалов, в которые втягивается каждый работник, принимая придуманное кем-то (чаще всего PR-меном) за изначально данное. Значит, нужно вводить в практику работы с коллективом целую систему ритуалов, которая со временем станет, возможно, важнейшей привлекательной стороной для сотрудников организации.

Корпоративные ритуалы можно разделить на:

интегрирующие, с помощь которых коллектив периодически обновляет и утверждает себя, свое единство. Задача таких ритуалов состоит, в частности, в том, чтобы разом обозреть все устройство организации и убедиться, что на каждом уровне работают приличные, ответственные люди, а значит, на них можно положиться;

воспроизводящие,направленные на «оживление» традиций, норм, ценностей организации. Задача таких ритуалов – избежать формализации законов корпорации;

психотерапевтические, направленные на создание комфортных условий для совместной работы. С одной стороны, это могут быть приемы психологической разгрузки от простейших тренингов до «пятиминуток ненависти», когда все сотрудники говорят о других (а лучше о начальстве) все, что думают. Проводить их нужно под контролем опытных психологов-практиков;

ритуалы поощрения, которые сводятся к символическому награждению лучших работников вниманием и уважением коллектива. В качестве поощрения может выступать возможность профильного обучения или повышение квалификации;

ритуалы порицания, когда провинившийся должен осознавать, что своим поведением не столько нанес урон финансовому благополучию фирмы, сколько оскорбил своих товарищей.

В целом, корпоративные PR являются важной частью развития организационной культурой, а поэтому в их планирование и реализацию должны вовлекаться представители высшего и среднего менеджмента, а иногда и все сотрудники.