Понятие кризиса. Типология кризисов.

 

Одно из основных направлений работы в сфере связей с общественностью – кризисный PR. Специалисты по PR стараются максимально подготовить компанию к любым возможным кризисам. Для любого бизнеса возникновение кризисных ситуаций – это норма.

Кризис(от греч. krisis – решение) – резкое изменение, крутой перелом, затруднительное положение. При этом под кризисом обычно подразумевается завершение или перелом в ходе некоторого процесса, имеющего характер борьбы и разделяющегося на три этапа: до кризиса борьба идет, положение является неопределенным, колеблющимся; момент кризиса есть конец неопределенности и колебания – победа одной стороны или примирение обоих; после кризиса начинается нечто новое, организационно иное, чем прежде, или в более широком плане – резкий переход, нарушение непрерывности. Кризис понимается еще и как смена организационных форм и системы, переход в новое состояние.

М. Реджестер, один из ведущих английских специалистов в области управления кризисами, дает следующую трактовку: «Кризис – это событие, по вине которого компания попадает в центр не всегда доброжелательного внимания СМИ и других внешних целевых аудиторий, в том числе акционеров, политиков, профсоюзных организации, движении в защиту окружающей среды, которые по той или иной причине вполне законно интересуются действиями организации» [7].

А еще кризис – это событие, в течение которого всегда ощущается дефицит времени.

Классификация кризисов может быть различной в зависимости от принятых критериев систематизации. Самое важное здесь – четко решить, какая из многочисленных классификаций является для организации, для антикризисной программы наиболее актуальной.

Например, кризисы подразделяются по длительности:

• имеющие фиксированный по времени финал (банкротство/выход из долговой зависимости, выборы/невыборы на второй губернаторский срок);

• не имеющие фиксированного по времени финала (развязка может длиться годами: ухудшение репутации, падение спроса на продукцию);

• затяжные (имеющие последствия, предсказать и даже угадать которые сложно, например химическое или радиоактивное заражение среды).

Другая классификация – по периодичности:

• краткосрочные (раз в 4-5 лет);

• среднесрочные (раз в 8-10 лет);

• инвестиционные (раз в 20 лет);

• долгосрочные (раз в 40-60 лет);

• вековые, например кризисы способа производства (раз в несколько столетий).

Еще вариант классификации – по территории:

• индивидуальные (для конкретного производства);

• локальные (охватывают тот или иной район концентрации устаревших производств);

• национальные или региональные (охватывают экономику всей страны);

• транснациональные (затронуты интересы целого ряда стран);

• мировые (проявляются в синхронизации кризисов во многих или большинстве стран мира).

Как правило, PR более всех прочих в профессиональном отношении интересуют кризисы индивидуальные и краткосрочные. Просто потому, что из них легче найти выход.

Известна принятая в практике США классификация кризисов с точки зрения возможных сценариев их развития.

• внезапные кризисы, когда нет времени для подготовки и планирования. Сюда попадают крушение самолета, землетрясение, пожар, гибель первого лица, что требует заранее согласованных между ведущими управленцами действий, чтобы не дать развиться непониманию, конфликту, задержке в реакции.

• возникающий кризис дает время для исследования и планирования. Задачей становится проведение коррекции до того, как кризис перейдет в критическую фазу.

• постоянные кризисы, которые могут длиться месяцами или годами, несмотря на усилия по их приостановке. Сюда, к примеру, попадают слухи.

Актуальной может быть и классификация по источнику кризиса:

• вызываемые явлениями природы (землетрясения, наводнения, снегопады, сильные морозы, эпидемии – что сегодня актуально в свете распространения и СПИДа, и «свиного гриппа», и других заболеваний).

• вызываемые преднамеренными действиями (терроризм, бегство финансового директора банка со всеми активами, прочее мошенничество).

• вызываемые непреднамеренными действиями (незлонамеренное банкротство, ошибки в менеджменте, недоработки персонала и т. п.).

Классификация кризисов со специфической точки зрения PR, данная С. Блэком, выглядит так [4]:

• «известное неизвестное».Известно, что кризис может произойти, но неизвестно, произойдет ли он, и если да, то когда. Речь идет о ситуации кризиса в авиации, на железных дорогах, в химической промышленности, ядерной энергетике, на газопроводах и т. д. Вся эта информация (характер повреждения, его последствия и т. п.) достаточно легко систематизируется и анализируется.

•«неизвестное неизвестное».Неизвестно, что произойдет, и неизвестно когда. Можно предвидеть технологические риски, но природные катаклизмы, а также диверсионное вмешательство третьих лиц предсказать с высокой долей точности достаточно сложно.

Специфика антикризисных программ в рамках PR заключается в том, что нужно будет работать даже не столько с реально пострадавшими (их число обычно невелико), но с теми широкими массами аудитории, на которых сведения о пострадавших (возможно, намеренно преувеличенные) могут оказать негативное воздействие, а значит, нанести урон всему образу организации.